Мотивация персонала как залог успешной работы туристического предприятия (на примере ООО Матур)

В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что самым важным ресурсом любой компании являются её сотрудники. Однако далеко не все руководители понимают, как трудно управлять этим ресурсом. От того, сколь эффективным окажется труд сотрудников, зависит успех любой компании. Задача менеджеров состоит в том, чтобы максимально эффективно использовать возможности персонала. Какими бы сильными не были решения руководителей, эффект от них может быть получен только тогда, когда они удачно воплощены в дела сотрудниками компании. А это может произойти только в случае, если работники заинтересованы в результатах своего труда. Для этого необходимо человека как-то мотивировать, побудить к действию. Понятно, что основным мотивирующим фактором является заработная плата, однако, существует множество и других факторов, заставляющих человека работать. На сегодняшний день имеется большое количество способов воздействия на мотивацию конкретного человека, причем диапазон их постоянно растет.

Проблема мотивации имеет большое значение в повышении эффективности деятельности предприятия и организации. Необходимость рассмотрения данного вопроса обусловлена тем, что менеджерам приходится работать с людьми и среди людей. Менеджерам важно знать причины тех или иных поступков своих подчиненных, чтобы иметь возможность направить их действия в нужное русло, желательное для предприятия и организации. Вот почему рассматриваемая в дипломной работе тема является актуальной.

Мотивация персонала - «пища для размышления» во все времена. За тысячу лет до того, как слово «мотивация» вошло в лексикон, было хорошо известно, что можно намеренно воздействовать на людей в целях успешного выполнения производственных задач. В Библии, древних преданиях и даже античных мифах можно найти множество историй, в которых короли держали награду перед глазами предполагаемого героя или заносили меч над его головой. Самым первым из применяемых методов был метод «кнута и пряника». В 1910 г. возникла школа научного управления, когда жизнь трудящихся не была сладкой, несмотря на достижения технологии.

В современном менеджменте все большее значение приобретают мотивационные аспекты. Мотивация персонала и создание мотивационной среды на предприятии является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового потенциала. Основная цель процесса мотивации - это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия.

Мотивация является главным решающим фактором эффективной деятельности персонала предприятия. Актуальность проблем мотивации признается сегодня и наукой, и практикой. От четко разработанных систем управления трудовой мотивацией работников зависит не только повышение творческой и социальной активности конкретного работника, но и эффективность работы предприятия различных форм собственности.

В настоящее время общепризнанна возрастающая роль мотивации в управлении социально-экономическими процессами и организациями. Она является, с одной стороны, одной из ведущих и специфичных функций управления, с другой стороны, органически вплетена в ткань всего управленческого процесса от стадии выработки целей и принятия решения до получения конечного результата.

Исследование столь важной, многоаспектной и актуальной научной и прикладной категории, каковой является мотивация, требует углубленного понимания ее сути, внутренней динамики, специфических признаков и выяснения на этой основе современных проблем и путей ее практического использования.

Мотивация является психологическим понятием, она по ходу развития общественного производства приобретает многосторонний, дифференцирован-ный характер как мощнейший показатель этого развития.

Особенностью управления персоналом в рыночной экономике является возрастающая роль личности работника. Соответственно меняется и соотношение стимулов и потребностей, на которые может опереться система стимулирования. Для мотивации сотрудников компании сегодня используют как финансовые, так и нефинансовые методы вознаграждения. Между тем, определенной картины о соотношении отдельных аспектов мотивационной сферы сотрудников сегодня и наиболее эффективных методов управления ими ни теория менеджмента, ни практика управления персоналом не дает.

В связи с этим одной из главных задач современного предприятия является поиск эффективных способов управления мотивацией труда, которые обеспечивают активизацию человеческих ресурсов.

Отсутствие мотивационной среды на предприятии приводит к высокой текучести кадров, снижению эффективности его работы, а в масштабах государства становится одной из причин застойной безработицы, люмпенизации населения и расцвета теневой экономики.

Большое значение имеет мотивационная среда на туристских предприятиях. Правильно поставленная работа туристской организации способствует повышению показателей и прироста товарооборота, наилучшему удовлетворению спроса населения и достижениею коммерческого успеха.

Проблема эффективной мотивации персонала по праву является одной из центральных в построении эффективного бизнеса. Текучесть кадров высока, количество квалифицированных кадров ограничено, при этом наиболее успешные сотрудники не задерживаются долго на начальных должностях и либо растут вверх в нашей компании, либо в чужой.

Целью выпускной квалификационной работы является исследование направлений успешной деятельности по мотивации персонала и разработка предложений по совершенствованию деятельности тур. фирмы по вопросам мотивации.

Достижение данной цели потребовало решения ряда задач:

рассмотрение теоретических основ мотивации и понятий мотивации;

анализ основных теорий мотивации (процессуальные и содержательные);

изучение способов мотивации персонала тур. фирмы;

оценка состояния мотивации как залога успешной деятельности тур. фирмы ООО «Матур»

выработка предложений по совершенствованию успешной деятельности по мотивации персонала тур. фирмы.

Объект изучения - ООО «Матур»

Предмет изучения - мотивация персонала как залог успешной деятельности тур.фирмы.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Во введении обосновывается актуальность, степень разработанности проблемы, цель и задачи исследования, обозначены объект и предмет исследования.

В первой главе рассматриваются теоретические и методологические основы мотивации персонала.

Вторая глава посвящена анализу мотиваций персонала успешной деятельности тур. фирмы на примере ООО «Матур» . Дается краткая характеристика деятельности предприятия, оценка существующей системы управления персоналом и мотивации сотрудников.

Рекомендации по созданию эффективного направления успешной деятельности по мотивации персонала представлены в третьей главе работы.

В заключении содержатся краткие выводы по проведенному исследованию.

Научные основы управления человеческими ресурсами и мотивации заложены в трудах известных зарубежных ученых - как И.Ансофф, М.Армстронг, П.Друкер, Т.Котлер, А.Маслоу, М. Мескон, Э.Мэйо, Ф. Тейлор, Ф.Хедоури, Х.Грэхем, Г.Десслер и др.

При написании работы были использованы монографии зарубежных и отечественных авторов, научные и учебные издания по менеджменту и управлению персоналом, материалы периодических изданий, посвященные вопросам мотивации персонала, формированию систем оплаты труда и управления карьерой.

Исходной базой мотивации персонала на ООО «Матур» послужила документация предприятия: должностные инструкции, положения об отделах, положение о премировании труда работников, приказы и распоряжения руководства, данные управленческого учета. Для анализа экономических показателей деятельности предприятия была использована отчетность ООО «Матур» за 2009-2011 годы.

В ходе исследования использовались дескриптивный метод, метод сравнительного анализа, статистические, графические методы, метод опроса и анкетирования.

Теоретико-методологические основы мотивации персонала туристического предприятия