Три основных типа бизнес - разведки

На протяжении 1990-х гг. бэнчмаркинг (бизнес-разведка) приобрёл огромное влияние и широко распространился в бизнес - кругах. Для того чтобы добиться успеха в решении проблем, возникающих в процессе хозяйственной деятельности, рядовые сотрудники и руководители отделов обязаны уметь применять хотя бы основные:

ü Бенчмаркинг процессов

ü Бенчмаркинг результатов

ü Стратегический бенчмаркинг

Бенчмаркинг процессов фокусируется на дискретных рабочих процессах и операционных системах, таких как обработка потребительских жалоб, выставление и оплата счетов, принятие заказа и его исполнение, наём на работу новых сотрудников или стратегической планирование. Данная форма бенчмаркинга предполагает выявление используемой в различных компаниях наиболее эффективной образцовой практики. Наиболее широкое распространение в 1990-е гг. бенчмаркинг процессов получил в США. Что нашло отражение в истории успехов американских компаний. Популярность данной формы во многом связана с присущей ей способностью продуцирования конечных результатов. Например, если некая организация усовершенствует свой стержневой бизнес-процесс, результаты не заставят себя ждать. Они могут быть видны в повышении производительности, снижении издержек или повышении объёмов продаж. Но наиболее чистый эффект таких улучшений выражается в повышении краткосрочных финансовых результатов. Вот почему многие американские менеджеры внедряют те улучшения, которые они могли бы отразить в своих квартальных отчётах о получении результатов.

Бенчмаркинг результатов позволяет менеджерам оценить конкурентные позиции организации с помощью товарных и сервисных сравнений. Обычно он сосредоточен на элементах цены, технического качества, дополнительных свойствах товаров и услуг, скорости, надёжности и других, связанных с результатами деятельности, характеристиках. К основным техническим приёмам относятся инженерный анализ, прямые сравнения товаров и услуг и анализ операционной статистики. В качестве стандартного конкурентного инструмента бенчмаркинг результатов используется компаниями, специализирующимися на выпуске автомобилей, производстве компьютеров, фотокопировальной техники, предоставлении финансовых услуг и др.

Стратегический бенчмаркинг исследует условия конкуренции компании. В поисках успешных стратегий взгляд исследователя останавливается на предприятиях то одной, то другой отрасли, которым удалось добиться высоких, в сравнении с другими участниками рынка, результатов. Высокой квалификацией в осуществлении стратегического бенчмаркинга отличаются японские организации. Вот что рассказывает об их деятельности американский консультант по проблемам менеджмента, к услугам которого обращаются оперирующие на рынке США японские корпорации: «Прежде всего, мои клиенты задают мне вопрос о том, какие именно американские компании действительно передовые. Затем мы разрабатываем маршрут, придерживаясь которого председатель совета директоров или исполнительный директор компании-клиента посещает с визитом выбранные организации. В отличие от американцев, начинающих бенчмаркинговый проект с определения специфических видов деятельности, которые они планируют изучить, японцы заинтересованы в получении фундаментальных знаний. Они ведут себя так, как будто хорошо разбираются в лежащих в основе этих стратегий процессах». Особое внимание японских корпораций к стратегическому бенчмаркингу связано с принятым у них в стране правилом долгосрочного планирования. Стратегический бенчмаркинг влияет, прежде всего, на долгосрочные конкурентные модели компании. Следовательно, результатов придётся ждать очень долго. Поэтому организации, ориентированные на поиск краткосрочных выгод, которые можно отразить в ежеквартальных отчётах, отдают предпочтение бенчмаркетингу процессов.