Особенности командной организации

Термин «организация» происходит от латинского «сообщаю стройный вид, устраиваю». В этом смысле всякое общество - не аморфное образование; оно определенным образом организовано. В таком широком понимании организация есть элемент социальной структуры общества.

Применительно к социальным объектам термин «организация» употребляется в различных смыслах. Если говорить о командной организации, то здесь можно иметь в виду упорядоченность структуры команды, содержание ее трудовой деятельности.

Одна из трудностей определения этого понятия состоит в том, что организация (процесс организации) не представляет собой конкретной, материальной сущности, но вместе с тем она может иметь ряд свойств как материальных, так и нематериальных. Так, любая фирма обладает многими материальными объектами, имуществом, активами и т.д., но она имеет также много социальных аспектов, которые нельзя увидеть или потрогать, например, человеческие отношения.

Это определение подчеркивает постоянную взаимосвязь между людьми, совместно работающими для достижения определенных целей.

Второе значение слова касается организационных особенностей в рамках социальной единицы (команды). Единицы и команды в этом значении «организованы» особым образом. Они обладают определенной формой руководства, должностными взаимоотношениями, сформулированными правилами и обязанностями, методами принятия решений и другими аспектами, которые используют для их характеристики.

Эффективность использования команд и командной организации труда в целом зависит от ряда условий, важнейшими из которых являются, по мнению специалистов, следующие.

Во-первых, адекватный командной организации характер решаемых группой задач, который отражает содержание трудовой деятельности: состав трудовых операций, степень их разнообразия и сложности, взаимозависимость и т.д. Этот фактор является в конечном счете определяющим условием эффективности команды.

Важным условием командной организации являются внешняя организационная среда, организационно-культурный аспект, которые отражают организационную структуру компании, позицию руководства, доминирующие в организации нормы, ценности и образцы руководства. Для того чтобы команда была успешной, необходима поддержка руководства, которая гарантировала бы нормальные условия работы команды, уважение его автономии.

Как упоминалось выше, «на предприятиях, где хорошо организована работа команд, зачастую отказываются от тотального контроля, развивают самоконтроль, избегают силового давления на сотрудников».

Эффективность команды во многом определяют организационная, коммуникационная и пространственная структура команды. Организационная структура характеризует распределение ролей и функций между членами команды, способы их взаимоотношений, права и обязанности. Команды обычно включают работников со взаимодополняющими профессиями; при командной работе часто бывает важно владеть смежными профессиями или по крайней мере иметь достаточные представления о характере работы своих товарищей и общей задачи группы.

Наконец, количественный и качественный состав команды, готовность ее членов к коллективной деятельности характеризуют личностные возможности команды. Как показывает практика, с ростом величины команды снижается групповая сплоченность и удовлетворенность принадлежностью к ней. Еще большее влияние на эффективность деятельности команды оказывают качественные параметры ее членов и прежде всего их квалификация, мотивация, психологическая совместимость и подготовленность к работе в команде.

САМООРГАНИЗАЦИЯ В КОМАНДЕ КАК ПРОЦЕСС ЕЕ САМОРАЗВИТЯ