Понятие, классификация запасов и основные принципы работы с запасами

Запас как явление в работе логистических систем и цепей поставок представляет собой товарно-материальные ценности, ожидающие потребления. Запас - то, что приготовлено, собрано для последующего потребления.

Запасы имеют производственные предприятия, оптовые компании, розничные торговые предприятия и предприятия сферы услуг, логистические посредники и операторы, банки, биржи, страховые компании и другие организации. Во всех этих организациях запасы обеспечивают товарно-материальными ценностями основную и вспомогательную деятельность.

Имеется обширный ряд классификаций запаса, которые помогают детализировать принимаемые решения в сфере управления запасами.

По месту в логистическом канале продукции запасы делятся на материальные ресурсы, незавершенное производство; готовую продукцию, тару и возвращаемые отходы.

Также осуществляют классификацию запасов по отношению к логистическим операциям [4]. Материальные ресурсы, находящиеся в логистических каналах от поставщиков до товаропроизводителей; являются запасами в снабжении, которые предназначены для обеспечения производственного процесса.

Запасы сырья, материалов комплектующих изделий; тары являются производственными запасами. Производственные запасы делятся на текущие; страховые, сезонные, переходящие, неликвидные. В натуральных и стоимостных единицах измерения учитываются производственные запасы. На размер производственных запасов оказывают влияние: потребность предприятий-потребителей в материальных ресурсах; схематичность приема материалов в производство или непрерывность его расходования, складские особенности; транспортировка, сезонность производства и потребления запасы готовой продукции; транспортные запасы, хранящиеся на складах готовой продукции фирмы-производителя; специализированные для удовлетворения спроса в ходе продажи являются сбытовыми запасами. они подразделяются на текущие; страховые сезонные, а также запасы продвижения. Сбытовые товарные запасы подвергаются анализу, планируются и учитываются в стоимостных и относительных показателях и могут рассматриваться как в начале так и в конце периода.

Сумма товарных, производственных; транспортных запасов, незаконченного производства является совокупными запасами.

Запасы материальных ресурсов, незаконченного производства или готовой продукции; находящиеся в процессе транспортировки от одного элемента к другому, являются транспортными запасами. Масштабы транспортных запасов обусловливаются расстоянием, на которое перемещаются грузы; параметром звенности товародвижения в процессе обращения, отраслевой и региональной специализацией; временем пребывания товара в пути и нормативами сроков доставки грузов.

Специфический складской запас; формирующийся без логистической операции хранения, является грузопереработкой.

Производственные запасы могут быть: текущими, колторые необходимы предприятию для бесперебойной работы между поставками продукции; подготовительными, которые используют в период аремени, необходимый для подготовки материальных ресурсов и транспортировки их к рабочим местам [5, с. 246].

По функциональному назначению запасы делят на:

) текущие запасы, которые являются основной частью производственных и товарных запасов, нужных для обеспечения беспрерывности хода производства или сбыта между двумя поставками. Они; как правило, рассчитываются из интервала поставки.

) страховой запас- предназначен для сокращения денежных рисков, объединенных с непредвиденными колебаниями спроса на готовую продукцию; невыполнением договорных обещаний по поставкам материального сырья , срывами в производственно-технологических циклах и иными непредусмотренными обстоятельствами; если потребность временно не может быть удовлетворена обычным путем. Запасы этих видов находятся в рамках отдельного предприятия или звена логистической системы или цепи поставки.

Страховой запас защищает от дефицита товара в период ожидания пополнения запаса [13].

) технологические- предметы труда, перемещающиеся по технологическому маршруту, то есть из одной части логистической системы в другую [2, с. 347].

Запасы в каналах сферы обращения разбиваются на:

) запас в пути;

) запас на предприятиях торговли.

Запас в пути (или транспортный запас) находится на момент учета в процессе транспортировки от поставщиков к потребителям или на предприятии оптовой торговли. Запас в пути в общем виде рассчитывается по следующей формуле:

Перейти на страницу: 1 2