Понятие и сущность стратегии предприятия

Рис.1. Процесс стратегического планирования

Стратегия в интерпретационной модели может быть определена как система отсчета, которая позволяет организации и ее окружению быть понятной держателям акций компании. На этой основе акционеры мотивируются действовать таким путем, который, как ожидается, обеспечит благоприятный результат для организации. Слабость этой модели состоит в том, что все организации имеют свою культуру и будут интерпретировать окружение и ее сильные и слабые стороны по-своему. Следовательно, она может рассматриваться как дополнительная к предыдущим двум, а не как альтернативная.

Об эффективности действующей стратегии можно судить по границам конкуренции в отрасли (сколько уровней каналов распределения используется, каковы размеры и различия географических рынков), а также по функциональным составляющим стратегии (рациональность каждой составляющей стратегии, последние действия самой организации и конкурентов и т.д.).

Критерием эффективности действующей стратегии является финансовое положение предприятия в течение последнего времени:

- рыночная доля, место в отрасли;

- динамика размера прибыли (в сравнении с динамикой у конкурентов);

- тенденция изменения чистой прибыли на инвестиции;

- рост продаж организации более быстрыми (медленными) темпами, чем на рынке в целом;

- размер кредитов;

- репутация в глазах потребителей;

- лидерство (в технологии, инновациях, качестве и др.). [12]

Анализ действующей стратегии предприятия возможно осуществлять по четырем аспектам, представленным в таблице 1, что дает представление об эффективности действующей стратегии.

Таблица 1

Аспекты анализа действующей стратегии предприятия

Наименование аспекта

Содержание аспекта

Предмет анализа

Идеологическая основа

Видение, миссия, цели

Идеальное представление о состоянии бизнеса

Внешняя эффективность

Потребности и доля на рынке Новые отрасли предпринимательства Потребительская оценка качества

Знание компанией структуры спроса и способность к его удовлетворению (доля компании на рынке, создание новых сфер деятельности и т.д.)

Внутренняя эффективность

Затраты, капитал, производительность

Эффективность использования капитала и динамика производительности

Стратегическое управление

Способность наметить курс Способность организовать дело в соответствии с выбранным курсом

Способность повысить энтузиазм и заинтересованность людей в работе Способность руководства компании осуществлять разработку стратегии и проводить необходимые изменения

Перейти на страницу: 1 2 3 4