Смысл управления качеством продукции
Управление качеством продукции подразумевает действия, осуществляемые при создании, эксплуатации или потреблении продукции, в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества. Главными объектами при управлении качеством являются процессы, от которых зависит само качество. Эти процессы формируются и протекают в допроизводственный и послепроизводственный периоды. Управляющие решения создаются на основе сопоставления информации о реальном состоянии управляемого процесса с его характеристиками, определенными программой управления. Важнейшей частью программы управления является нормативная документация (технические задания на разработку продукции, стандарты, технические условия, проектная документация, условия поставки). Управляющие воздействия ориентируют на выполнение условий, изложенных в нормативной документации, что является важным условием программы управления качеством продукции.
При успешной деятельности предприятия по управлению качеством продукции должны соблюдаться следующие условия:
· соответствие продукции определенным потребностям, сфере применения и назначения;
· удовлетворение требованиям потребителя;
· соответствие стандартам и другим нормативным документам;
· соответствие действующему законодательству на территории производства, применения и утилизации продукции;
· соответствие требованиям общества;
· установление конкурентоспособных цен на продукцию;
· возможность получения прибыли для предприятия.
Управление качеством продукции обычно осуществляется при условии существования четко отработанной системы качества. Система управления качеством - есть организационная структура с распределением ответственности, процедур, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством. Система качества позволяет формировать и осуществлять определенную политику для достижения поставленных целей. Политика в области качества определяет основные принципы долгосрочной деятельности предприятия и включает:
· формирование экономического положения предприятия;
· оценку, завоевание или расширение рынка сбыта;
· формирование конкурентоспособной продукции;
· удовлетворение требований потребителя определенных отраслей и регионов;
· создание продукции с функциональными возможностями, основанными на новых принципах;
· улучшение основных показателей качества продукции;
· увеличение сроков гарантии на продукцию;
· формирование или(и) развитие сервиса;
В соответствии с международным стандартом на качество продукции (ИСО 9000) жизненный цикл продукции, который представляет собой петлю качества, включает следующие 11 этапов:
1. Маркетинг, поиск и изучение рынка;
2. Проектирование разработок продукции;
3. Материально-техническое снабжение;
4. Подготовка и разработка производственного процесса;
5. Изготовление;
6. Контроль, проведение испытаний и обследований;
7. Упаковка и хранение;
8. Распределение и реализация продукции;
9. Монтаж и эксплуатация;
10.Техническое обслуживание;
11.Утилизация.
Петля качества позволяет обеспечить взаимосвязь изготовителя продукции с потребителем и всей системой управления качеством продукции.
Система управления качеством может, по аналогии со многими зарубежными фирмами, включать кружки или группы качества. Такая форма демократизации капитала в сочетании с заинтересованностью рабочих в качестве продукции позволяет не только существенно повысить ее качество, но и сформировать хороший психологический климат на предприятии, сохраняющий стабильный высококвалифицированный персонал.
Кружки качества организуются при соблюдении следующих принципов:
· добровольное участие;
· обеспечение коллективных форм поиска оптимальных решений в сочетании с оперативным рассмотрением и внедрением их в производство;
· моральное и материальное стимулирование результатов творческой деятельности;
· поддержка инициативы руководством и общественными организациями на всех уровнях управления предприятием;
· обеспечение гласности и пропаганды их деятельности, распространение положительного опыта работы;
Члены кружка качества систематически (1…2 раза в месяц) собираются, выявляют и обсуждают пути решения сложных вопросов, возникших в процессе производства продукции.
В современных условиях существует новая стратегия в управлении качеством продукции, которая предусматривает:
· обеспечение качества понимается как систематический процесс, пронизывающий всю структуру предприятия или фирмы;