Возможные экономические причины кризиса отдельного банка

Как и в случае с банковской системой (банковским сектором) в целом, причины, которые могут «ввергнуть» в кризис отдельно взятый банк, следует делить на внутренние, виноватой в которых может быть только сама данная организация, и внешние, за возникновение и действие которых обычно никто, увы, ответственности не несет.

Вот ряд важных причин.

• Неурегулированность внутрибанковских отношений собственности и управления (между собственниками, собственниками и высшим слоем управленцев, между теми и другими и основной массой наемных сотрудников).

• Отсутствие у банка собственной основательно продуманной и взвешенной стратегии развития, рассчитанной на перспективу, разрабатываемых на ее основе политик применительно к разным направлениям деятельности банка и соответствующих программ практических действий.

• Плохая постановка аналитической (в т.ч. маркетинговой) работы и системы планирования.

• Отсутствие качественного, внутренне согласованного комплекта внутренних регламентирующих документов, относящихся как к технологиям проведения банковских финансовых операций (сделок), так и к вопросам организации эффективного управления на всех уровнях банка.

• Несовершенная организационная структура, неотработанность процедур взаимодействия между ее элементами.

• Сугубо ситуативное, импульсивное (не основанное на результатах анализа специалистов и на утвержденных планах развития организации) оперативное управление.

• Несовершенные технологии ведения банковских операций или их отдельных элементов (к примеру, слабая, ненадежная методика определения кредитоспособности заемщиков).

• Выдача банком своим участникам и / или инсайдерам существенных по объемам кредитов по низким (ниже среднерыночных) или нулевым кредитным ставкам. Такая практика обычно означает, что собственники и управляющие соответствующих банков поставили интересы кредиторов, вкладчиков, клиентов банка на второе место после собственных интересов. В результате они неадекватно оценивают рыночную ситуацию, принимают неверные решения и в итоге - чрезмерные, недопустимые риски.

• Неумелая организация кредитного процесса, что может выразиться, в частности, в низком качестве кредитного портфеля, большом удельном весе невозвращенных кредитов, падении стоимости залогов, обеспечивающих просроченные кредиты, и т.д.

• Отсутствие глубокого самоанализа, выяснения на регулярной основе своих сильных и слабых сторон, подверженности стрессам, кризисным процессам либо неумение или нежелание персонала и руководства пользоваться соответствующим инструментарием.

• Отсутствие планов конкретных действий на случаи неблагоприятного для банка развития событий (или формальное наличие таких планов, которые явно не рассчитаны на реальное применение).

• Противоправные действия сотрудников против банка.

Следует иметь в виду, что знание конкретных факторов, способствующих нарастанию кризисных явлений в данном банке, - это одновременно и знание тех «рычагов», которые можно и нужно использовать для ослабления указанных явлений.

Что касается внешних причин, способных спровоцировать кризис в конкретном банке (обычно при условии, что почву для этого готовит действие причин внутренних), то в их числе можно отметить следующие:

• кризисное состояние реальной экономики (предприятий и организаций - клиентов данного банка);

• кризисное состояние банковского сектора (в частности, кризис межбанковского рынка кредитов и депозитов);

• резкие изменения государственной экономической и финансовой политики, правил игры на финансовых рынках, неудачные институциональные решения органов власти;

• резкое изменение интересов и предпочтений основных клиентов банка (если, например, они решат перевести свои деньги в другие банки, включая зарубежные);

• давление сил конкуренции, особенно если она или недобросовестная;

• влияние факторов непреодолимой силы.

Наконец, могут быть причины, которые по происхождению являются (могут являться) одновременно и внутренними, и внешними.

К таковым можно отнести, в частности:

• потерю банком деловой репутации среди других КО, что может выразиться, например, в закрытии на него лимитов (происходит вне банка, на рынке, но на основе оценки участниками рынка тех процессов, которые имеют место внутри банка и вокруг него, за исключением тех случаев, когда такая оценка носит явно заказной характер);

• рост дебиторской задолженности (в этом может быть вина обеих сторон - и самого банка, и его должников);

• энергичный отток из банка вкладов физических лиц, массовое предъявление к нему требований другими кредиторами (это может случиться и с объективно надежным и благополучным до того банком, но чаще происходит с организациями, сами давшими повод для такого поведения клиентов и кредиторов).