Виды антикризисного регулирования кредитных организаций

В настоящее время основным инструментом, характеризующим качество работы кредитной организации, служит анализ ее финансовой деятельности. Реальным шагом, с помощью которого банк может выправить свое финансовое состояние, является непосредственное воздействие на внутренний менеджмент и на политику банка: только изменяя структуру этих составляющих, кредитная организация может как-то выправить свое финансовое положение.

Основные принципы управления и финансового оздоровления кредитных институтов, находящихся в кризисной ситуации, по существу, классифицировал сам Центральный Банк. Определив экспертным путем кризисное состояние кредитной организации, Центральным Банком России может быть принято одно из следующих:

имеет право направить предписание о замене руководителей и главного бухгалтера банка с целью коренного пересмотра общей политики банка; Если ЦБ сомневается в компетентности действующего руководства банка и предвидит грядущие проблемы, связанные с этим, он вправе рекомендовать акционерам (или пайщикам) заменить действующий руководящий состав (управляющего, главного бухгалтера и т.д.). В основном, рекомендации носят директивный характер.

ЦБР может стимулировать мероприятия по реорганизации банка;

ЦБР вправе ввести в банк временную администрацию с целью проведения политики финансового оздоровления, либо, наоборот, с целью подготовки к реализации программы банкротства;

ЦБР дает возможность администрации банка разработать и реализовать программу финансового оздоровления кредитного учреждения;

Подход к принципам санации кредитного учреждения очень прост: надо что-то делать. Первые три возможных сценария развития событий предполагают полное обновление банка (замена руководящих постов в администрации банка, в бухгалтерии; введение временной администрации) или предписывают ряд действий, опираясь на которые существующая администрация могла бы реорганизовать банк. Последний, четвертый сценарий, предполагает выработку, написание и претворение в жизнь плана финансового оздоровления банка посредством и силами самого банка (существующей администрации). Естественно, ЦБ хотелось бы, чтобы банк сам пытался решить свои проблемы, поскольку, никто, кроме существующей администрации не будет знать их так глубоко. Введение временной администрации или предписание о замене руководства - это, по существу, последняя инстанция, на которую может опереться ЦБ для поддержания и / или восстановления проблемного банка. Центральный Банк пытается как можно плотнее работать с проблемной кредитной организацией. Ведь к кризисному банку применяется не какой-то конкретный подход (либо замена руководства, либо реорганизация), а весь набор способов и методов, с помощью которых можно выровнять финансовое положение такого банка.

Банк России, пытаясь помочь выправить финансовое состояние, предписывает КО разработать план санации (или финансового оздоровления) и попытаться его реализовать.

Мероприятия по финансовому оздоровлению кредитной организации разрабатываются и составляются в соответствии с требованиями, предусмотренными указаниями Банка России от 22.11.96 №363 «О планах санации кредитных организаций» и письмами Банка России от 30.04.97 №443 «О методических рекомендациях по составлению планов санации кредитными организациями», от 28.05.1997 №457 «О критериях определения финансового состояния банков».

Устанавливается реальное финансовое положение кредитной организации, оценивается реальность мероприятий, предусмотренных планом санации, и на этой основе определяется возможность восстановления платежеспособности, ликвидности и дальнейшего развития кредитной организации в результате выполнения мероприятий по ее финансовому оздоровлению.

В инструментарии средств по проведению санации банка к наиболее специфичной относится работа в них Временных администраций, создаваемых приказом Банка России. Временная администрация так же обязана предоставить в банк план санации кредитного учреждения и, в случае одобрения его в ЦБР, пытаться на практике реализовать его.

Отечественная практика санации проблемных кредитных учреждений выделяет три основных пути реализации планов финансового оздоровления: 1) разработка и реализация планов санации самой кредитной организацией; 2) введение внешнего управления в проблемный банк с целью реализации плана санации, или же подготовки и проведения процедуры банкротства; 3) реорганизация банка. Однако действительная схема реализации планов финансового оздоровления далека от совершенства и изобилует множеством пробелов.