Предварительный этап исследования системы управления предприятия
В организации практически нет зон, безразличных к мотивации. Все, что происходит и имеет место в организации, может носить либо мотивирующий, либо демотивирующий смысл для сотрудников, даже такая мелочь, как плохо работающая клавиатура для компьютера, которую никак не могут заменить. Конечно, из-за одного этого работник не напишет заявление об увольнении, но если такие мелочи одна на другую наслаиваются, как в снежный ком, то у сотрудника рано или поздно складывается стойкая неудовлетворенность работой. И это притом, что должность и зарплата могут быть очень даже завидными.
Есть и еще одна «ловушка» мотивации, о которой часто забывает руководство: не существует однозначной взаимосвязи между отношением к работе и производительностью его труда. Это можно проиллюстрировать на примере тех работников, которые весьма удовлетворены своей работой, потому что у них есть широкие возможности для социального общения с коллегами, но мотивов для повышения производительности труда практически нет. Другими словами, повышение производительности труда относится к разряду вторичных целей, которые преследуют такие работники, приходя на работу. Усиление мотивирующих факторов не всегда приводит к повышению производительности.
Таким образом, мастерство управляющего заключается в том, чтобы найти оптимальную пропорцию «деньги / нематериальные блага», универсального варианта которой существовать не может.
Основной этап исследования системы управления предприятием
Наиболее ярко нематериальное стимулирование проявляется в производственных отделах, для автодилера - это отдел продаж и ремонтный цех. Поэтому считаю, что на первом этапе нужно провести наблюдения именно в этих двух подразделениях в каждом салоне. В результате необходимо получить картину рабочего времени сотрудника, оценить по 5 ти бальной шкале условия труда (функциональность рабочего места, чистоту пространства, офис в целом), определить в процессе работы дружный коллектив или нет, помогают ли они друг другу. Для определения картины рабочего времени я использую метод фотографии рабочего времени. Она наиболее ярко позволит продемонстрировать затраты и потери времени.
На втором этапе исследования необходимо узнать мнение сотрудников о сложившейся ситуации, о их предпочтения, пожеланиях. По возможности разбить команду на 3 психологических типа: материалисты, социалисты и карьеристы. На этом этапе используем такой метод опроса, как интервью.
После свести все полученные результаты и сделать промежуточные выводы. Проанализировать все данные по салонам и выявить взаимосвязь каких-то элементов. Определить наличия потенциала и возможные сфера влияния на него.
А также нужно выявить факторы, препятствующие или сводящие на нет материальное стимулирование. Наиболее подходящий метод диаграмма Исикавы.
предприятие управление нематериальный стимулирование
Расшифровка обозначений
| КЛ | работа с клиентом | 
| ЗВ | входящие / выходящие звонки (длительность звонков 1-2 мин) | 
| БД | работа с базой данных и др. сайты | 
| ТЕХ | решение технических / рабочих вопросов | 
| ОТЛ | отдых и личные надобности | 
| * | нахождение менеджера к коллцентре / ответы на звонки | 
| ПНД | потери на непроизводственную деятельность, в тч отл | 
| Ф. Вр | фактическое время выполнения заказ-наряда | 
| Н.Ч | норма-час на выполнения данного заказ-наряда | 
| ПЗ | Подготовительно-заключительные работы | 
| ОП | оперативное время |