Приближение национальных стандартов корпоративного управления к общемировым тенденциям

. Система награды внутри компании должна отвечать интересам акционеров. Это означает, что сотрудники компании являются ее акционерами или получают акции компании в качестве бонусов. И если менеджер принимает решения, от которых зависит состояние компании, то его заработок должен косвенную зависеть от капитализации предприятия.

. Корпорации должны соблюдать законы стран, в которых работают.

. Корпорации находятся в постоянном диалоге с правительствами.

Организация Экономического Сотрудничества и Развития совместно с Всемирным Банком, МВФ и другими институтами в 1998 г. инициировали глобальную проблему по созданию универсальных стандартов и норм корпоративного управления, нацеленную на существенное улучшение национальных систем корпоративного управления.

В мае 1999 г., Совет ОЭСР приняла Общие Принципы корпоративного управления, под которыми подписались члены правительств всех стран-участниц организации. Данные принципы выступают на данный момент основным документом в сфере международных стандартов корпоративного управления, однако не являются обязательными. Этот документ содержит разъяснения относительно того, какие конкретные проблемы должны регулировать стандарты корпоративного управления и как обеспечить значительное повышение роли инвесторов в управлении компаниями, в которые они вкладывают свои средства [67].

Принципы призваны помочь правительствам стран-членов, так и стран, не являющихся членами ОЭСР, в мероприятиях по оценке и совершенствованию правовой, институциональной и нормативной базы корпоративного управления, а также предоставить ориентиры и рекомендации фондовым биржам, инвесторам, компаниям и другим сторонам, которые играют определенную роль в процессе усовершенствования корпоративного управления. Принципы сосредоточены на проблемах, которые возникают в результате разграничения собственности и управления, определяют границы, в которых определяются цели компании, средства достижения этих целей, осуществления мониторинга деятельности компании.

Принципы изложены в документе, который имеет две части. В первой части изложены принципы, которые касаются прав акционеров, их равноправия, роли заинтересованных лиц, раскрытия информации и прозрачности, обязанностей совета акционеров. Во второй части принципы освещены с аннотациями, которые содержат определенные комментарии к ним. В общем, они касаются пяти областей:

. Права акционеров (структура корпоративного управления должна защищать права акционеров);

. Одинаковое отношение к акционеров (структура корпоративного управления должна обеспечивать одинаковое отношение к акционерам. Все акционеры имеют право на эффективную защиту в случае нарушения их прав);

. Роль заинтересованных сторон (структура корпоративного управления должна признавать предусмотренные законом права заинтересованных лиц и поощрять их активное сотрудничество с компанией по созданию рабочих мест, повышению благосостояния и обеспечению финансовой стабильности предприятия);

. Раскрытие информации и прозрачность (структура корпоративного управления должна обеспечивать своевременное и точное раскрытие информации по всем существенным вопросам, касающимся компании, включая финансовое положение, результаты деятельности, собственность и управление компанией);

. Обязанности Совета Директоров (структура корпоративного управления должна обеспечивать стратегическое управление компанией, эффективный контроль за деятельностью администрации со стороны совета директоров, а также подотчетность совета директоров акционерам) [64].

Принципы должны периодически пересматриваться с течением времени. Чтобы сохранить конкурентоспособность в изменяющейся среде, корпорации должны обновлять и корректировать свою практику корпоративного управления в соответствии с новыми требованиями и возможностей.

Еще одной из организаций, которая разработала свой вариант принципов корпоративного управления является Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЄБРР). Целью разработанных принципов является установление взаимопонимания между корпорациями, кредиторами и инвесторами при принятии решений о предоставлении кредита или вложение капитала путем внедрения рациональных деловых норм в корпоративную практику .

Принципы ЕБРР имеют универсальный характер. Это позволяет адаптировать их к условиям конкретной компании каждой страны с учетом норм действующего законодательства.

Основное внимание в принципах ЕБРР привлечено к отношений "заинтересованных сторон" и создания баланса их интересов в деятельности акционерного общества. Главными считаются отношения с клиентами, акционерами, поставщиками, общественностью, государственной властью.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9