Теории мотивации

Ко дню работника жилищно- коммунального хозяйства работникам выплачивают премии, также премии выплачиваются ежемесячно как надбавка к окладу сотрудника. Новогодние подарки детям до 14 лет.

В ЗАО «Мидаус» материальное поощрение осуществляется в виде единовременных выплат к 1 Сентября сотрудникам, у которых дети идут в первый класс, к юбилеям сотрудников, в случае потери родственников (мать, отец, муж, жена), в случае тяжелой болезни.

Рассмотрим процессуальные теории. Теория ожиданий Виктора Врума. Эта теория базируется на том, что активная потребность - не единственное необходимое условие мотивации человека к достижению определенной цели. Человек должен также надеяться на то, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению или приобретению желаемого. Модель мотивации по Вруму можно представить следующим образом: ожидание того, что усилия дадут желаемые результаты *ожидание того, что результаты повлекут за собой вознаграждение* ожидаемая ценность вознаграждения = мотивация. Ожидания можно рассматривать как оценку данной личностью вероятности определенного события. Большинство людей ожидают, например, что окончание института позволит им получить лучшую работу и что, если работать с полной отдачей , можно продвинуться по службе. При анализе мотивации к труду теория ожидания подчеркивает важность следующих факторов: затраты труда - результаты, результаты - вознаграждение и валентность.

Ожидания результатов - это соотношение между затраченными усилиями и полученными результатами. Например, менеджер может ожидать, что он получит высокую оценку своей деятельности, если затратит дополнительные усилия и напишет в срок квартальный отчет. Если люди чувствуют, что прямой связи между затрачиваемыми усилиями и достигаемыми результатами нет, то, согласно теории ожидания, мотивация будет ослабевать.

Ожидания в отношении результатов - вознаграждений есть ожидания определенного вознаграждения или поощрения в ответ на достигнутый уровень результатов. Например, менеджер может ожидать, что в результате предпринятых им усилий он будет оценен руководством, получит продвижение по службе и связанные с этим льготы и привилегии.

Третий фактор, определяющий мотивацию в теории, - валентность, ценность вознаграждения. Если валентность низка, т.е. ценность получаемого вознаграждения для человека не слишком велика, то теория ожиданий предсказывает, что мотивация трудовой деятельности в этом случае ослабевает.

Если значение любого из этих факторов будет мало, то мотивация будет слабой, а результаты труда низкими. Соотношение этих факторов можно выразить следующей формулой:

Мотивация = (З-Р)*(Р-В)* валентность

Поскольку разные люди обладают различными потребностями, то конкретное вознаграждение они оценивают по - разному. По этой причине, руководство организации должно сопоставить предлагаемое вознаграждение с потребностями сотрудников и привести их в соответствие.

В ООО «Компания Симбирские Фасады» практикуется выплата тринадцатой зарплаты по итогам года. В честь успешной сдачи объекта сотрудников премируют (21).

Теория справедливости Адамса. Согласно ей, люди субъективно оценивают отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Если сравнение показывает несправедливость, т.е. человек считает, что его коллега получил за такую же работу большее вознаграждение , то у него возникает психологическое напряжение. В результате необходимо мотивировать этого сотрудника, снять напряжение и для восстановления справедливости исправить дисбаланс.

Люди могут восстановить чувство справедливости либо изменив уровень затрачиваемых усилий, либо пытаясь изменить уровень получаемого вознаграждения.

Основной вывод теории справедливости состоит в том, что пока люди не начнут считать, что они получают справедливое вознаграждение, они будут уменьшать интенсивность труда.

В ЧОП «Кедр» - охранное предприятие г. Ульяновска - практикуется прибавка к заработной плате. Заработок охранников зависит от того, насколько клиент готов оплатить услуги охраны (21).

Теория Портера - Лоулера. Лайман Портер и Эдвард Лоулер разработали комплексную процессуальную теорию мотивации, включающую элементы теории ожиданий и теории справедливости. В модели фигурирует 5 переменных: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения. Достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудником усилий его способностей и характера, а также осознания им своей роли. Уровень приложенных усилий будет определяться ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что данный уровень усилий действительно повлечет за собой вполне определенный уровень вознаграждения. В модели устанавливается соотношение между вознаграждением и результатами, т.е. человек удовлетворяет свои потребности посредством вознаграждений за достигнутые результаты.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8