Контроллинг: понятие и сущность

В целом контроллинг решает все перечисленные проблемы, но расстановка акцентов может быть разной. Основная цель контроллинга - ориентация управленческого процесса на достижение всех целей, стоящих перед предприятием. Основные задачи:

мониторинг состояния экономики и исследование бизнес-процессов предприятия; Авторазбор66.ру: Разборы в Екатеринбурге - https://autorazbor66.ru/

оптимизация бизнес-процессов;

автоматизация управления информацией;

создание условий для принятия управленческих решений.

Для этого контроллинг обеспечивает выполнение следующих функций:

координация управленческой деятельности по достижению целей предприятия;

информационная и консультационная поддержка принятия управленческих решений;

создание и обеспечение функционирования общей информационной системы управления предприятием и обеспечение рациональности управленческого процесса.

Реализация этих функций способствует развитию и углублению таких функций управления как планирование, организация, учет и анализ (рис.1).

Рисунок 1 - Эволюция функций управления предприятием

Структурная схема, иллюстрирующая роль контроллинга в системе управления, представлена в Приложении 1.

Контроллинг - своеобразный механизм саморегулирования на предприятии, обеспечивающий обратную связь в контуре управления, то есть управление предприятием можно охарактеризовать как систему функций, позволяющих обеспечить выживаемость предприятия, одним из элементов которой является динамичное равновесие. Это равновесие выражается в том, что после каждого нарушения состояния равновесия система не возвращается к старому, а находит новое состояние. Структура контроллинга, в соответствии с задачами и функциями, схематично представлена на рис. 2.

Рисунок 2 - Разделы контроллинга

Кратко охарактеризуем выделенные разделы контроллинга.

Установление целей - определение качественных и количественных целей; выбор критериев, по которым можно оценить степень достижения поставленных целей.

Планирование - превращение целей предприятия в прогнозы и планы. Первый шаг планирования - анализ сильных и слабых сторон предприятия, возможностей и опасностей (SWOT-анализ). На основе этого разрабатывают сначала стратегию предприятия, а затем - план. План позволяет предприятию оценить, насколько реально достижение поставленных целей, что помогает, а что мешает их достичь. План - это количественное выражение целей предприятия и разработка путей их достижения. Контроллинг участвует в разработке методики планирования, координирует деятельность разных подразделений и служб предприятия в процессе планирования, а также оценивает планы, определяя насколько они соответствуют целям предприятия, насколько они стимулируют к действию, насколько реально их выполнение.

Оперативный управленческий учет - отражение всей финансово-хозяйственной деятельности предприятия в ходе выполнения плана. Как элемент системы контроллинга он принципиально отличается от бухгалтерского учета. Специфика управленческого учета состоит в том, что он ориентирован на информационные потребности руководителей предприятия и подразделений, на поддержку принятия управленческих решений, а бухгалтерский учет нацелен прежде всего на внешних пользователей (государственные органы, банки и др.).

Система информационных потоков - важнейший элемент системы контроллинга на предприятии. Сам процесс управления часто рассматривают как процесс преобразования информации: управленческие воздействия - это информация особого рода. Поэтому управлять, не владея информацией, сегодня невозможно. Одна из основных задач контроллинга - информационная поддержка управления, решить ее можно только при условии четкого и слаженного функционирования системы информационных потоков на предприятии. На основании всей собранной информации система контроллинга осуществляет контроль. Контроллинг однако не тождествен контролю: контроль занимается фиксированием и оценкой уже свершившихся фактов в деятельности предприятия, а контроллинг нацелен на перспективу.

Таким образом, контроллинг можно определить как современную управленческую концепцию, реализующуюся в виде создания внутри предприятия подсистемы управления, координирующей деятельность всех функциональных подсистем и обеспечивающей посредством непрерывной информационно-аналитической поддержки подготовки, принятия и реализации управленческих решений достижение единых целей организации, направленных на обеспечение эффективного функционирования организационной системы в долгосрочной перспективе.

Перейти на страницу: 1 2