Роль руководителя в построении культуры

Разнообразие деятельности и ответственности предъявляет особые профессиональные требования к руководителям учреждений культуры, что делает их весьма разносторонними специалистами, заинтересованными в наращивании своего профессионализма. Важной характеристикой деятельности руководителей органов культуры продолжает оставаться необходимость тесного взаимодействия с населением в условиях высокого уровня социальной напряженности.

Отношение руководства к организационной культуре может проявляться двояко: если культура не противоречит целевым установкам руководства, то они её не ощущают, не замечают, но чувствуют себя комфортно. Однако если базовые установки существующей культуры не способствуют развитию организации, если цели работников противоречат целям руководства, то культура становится серьёзным препятствием на пути развития и может стать причиной краха организации.

Культура в любом сообществе, в том числе и в организации, является мощным регулятором деятельности человека. Культура задает целевой ориентир (общественно одобряемые цели), ограничивает способы достижения целей (социально приемлемые средства - нормы поведения, принятые в данном сообществе), а также даёт психологическую поддержку и одобрение со стороны членов сообщества, если индивид действует в рамках правил.

Организационная культура организации отражает ценности, нормы поведения, которые сформировались под управленческим воздействием на протяжении истории развития данного учреждения. Она несёт в себе, как основу, черты национальной культуры той страны (или региона), в которой существует организация. Но столь, же сильное воздействие на содержание организационной культуры оказали ценности, принципы, установки и представления тех, кто создавал эту организацию.

Роль руководителя в построении организационной культуры во многом определяется степенью управляемости организацией. Поскольку под управлением обычно понимают воздействие на объект управления, под степенью управляемости в социально-культурной сфере будем понимать форму и скорость реагирования учреждения на принимаемые руководителем, его возглавляющим, управленческие решения, поскольку свое воздействие на учреждение культуры руководитель осуществляет именно через принятие решений.

Другими словами, руководителя при управлении им учреждением интересует, в той ли форме, как он ожидает, и столь ли быстро, как он того хотел бы, учреждение реагирует на каждое принимаемое им решение.

Степень управляемости учреждением может быть высокой, средней, нормальной и низкой. Степень управляемости учреждением должна быть нормальной, т. е. соответствующей норме, тому порядку, который закрепился в сознании руководителя как удовлетворяющий его. Если учреждение в целом или его подразделения реагируют на принимаемые руководителем решения так, как он рассчитывал в момент принятия решения, и если такое реагирование проявляется достаточно быстро, то учреждение можно назвать управляемым. И наоборот, если учреждение в целом или его отдельные компоненты не реагируют на принимаемые руководителем решения, то учреждение относится к неуправляемым. Если же реагирование проистекает весьма вяло, да еще и не в той форме, в которой этого ожидал руководитель, то учреждение малоуправляемо.

Перейти на страницу: 1 2 3 4