Необходимость управления деятельностью организации и эволюция менеджмента
Достижение успеха в производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности организации (фирмы) возможно только при условии высококвалифицированного управления всеми аспектами этой деятельности. Роль менеджмента велика, так как неверно организованная система управления становится причиной потери предприятием платежеспособности и, в конечном итоге, причиной его банкротства. Менеджмент является тем «часовым механизмом», благодаря которому предприятие (фирма) функционирует, достигает поставленных целей, развивается, повышает свой потенциал.
Можно выделить следующие основные задачи менеджмента:
− координация работы всех подразделений предприятия (фирмы);
− обеспечение ритмичности производства;
− изучение тенденций изменения спроса на рынках и быстрая реакция на эти изменения;
− организация эффективной работы персонала фирмы;
− выявление внешних возможностей и внутреннего потенциала предприятия и полноценное использование выявленных возможностей;
− выявление слабых сторон деятельности фирмы и разработка мероприятий по устранению недостатков;
− определение конкурентного статуса фирмы и разработка комплекса стратегий, направленных на его повышение;
− решение сложных проблем на основе применения ситуационного подхода;
− управление развитием производственной системы с учетом факторов восприимчивости к нововведениям [21, с. 10].
Рассматривая развитие теории и практики управления, выделяют несколько исторических периодов.
. Древний период. Он был наиболее длительным (продолжался начиная примерно с 9-7 тысячелетия до н.э. и до ХVIII в.). Одним из первых, кто дал характеристику управления как особой сферы деятельности, был Сократ (470-399 гг., до н.э.). Он проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления [19, с. 114].
Платон (428-348 гг. до н.э.) дал классификацию форм государственного управления, сделал попытки разграничить функции органов управления.
. Индустриальный период (1776-1890 гг.). Наибольшая заслуга в развитии теории государственного управления в данный период принадлежит А. Смиту. Он сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства [24, с. 37].
Большое влияние на формирование многих сформировавшихся к настоящему времени научных направлений и школ менеджмента оказало учение Р. Оуэна. Его идеи гуманизации управления производством, а также признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и сегодня.
Создание и использование вычислительной техники стало переворотом в теории и практике управления: в 1833 г. английский математик Ч. Беббидж разработал проект «аналитической машины» - прообраз современной цифровой вычислительной техники, с помощью которой уже тогда управленческие решения принимались более оперативно.
. Период анализа и систематизации (1856-1960 гг.). В этот период формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат исследователей в области управления [26, с. 32].
. Информационный период (1960 г. - по настоящее время).
Данный период характеризуется широким применением математики и компьютеров в управлении. Формализация ряда управленческих функций, сочетание труда, человека и ЭВМ потребовали пересмотра структурных элементов организации (служб учета, маркетинга и т.п.). Появились такие новые элементы внутрифирменного планирования, как имитационное моделирование решений, методы анализа в условиях неопределенности, математическое обеспечение оценки многоцелевых управленческих решений.
Исследование управления как процесса привело к широкому распространению системных методов анализа. Системный подход в менеджменте был связан с применением общей теории систем для решения управленческих задач.
С точки зрения экономики предприятия наиболее существенные результаты были получены в рамках ситуационного подхода. Суть ситуационного подхода состоит в том, что формы, методы, системы, стили управления должны существенно варьироваться в зависимости от сложившейся ситуации. Используя ситуационный подход, менеджеры могут понять, какие методы и средства будут наилучшим образом способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации [27, с. 203].
Самые первые исследования в области менеджмента были сделаны классической школой. Большинство исследователей полагали, что менеджмент - это искусство. Так как не все работники по своим параметрам подходят для руководящей должности, то считалось, что имеются определенные черты характера, которые свойственны всем преуспевающим менеджерам. Результаты исследований показали, что определить нужные для руководителя параметры по чертам характера невозможно.