Характеристика мирового рынка сотовой связи

На сегодняшний день в мире работает более 1100 сетей сотовой связи. Вместе с тем, рынок мобильной связи, будучи одним из наиболее глобализированных сегментов мировой экономики, контролируется довольно ограниченным количеством международных холдингов. И, несмотря на наличие на развивающихся рынках динамично развивающихся компаний, в ближайшее время расстановка сил не изменится.

К концу 2008 года в мире насчитывалось около 2,7 млрд. абонентов сотовой связи (всех стандартов). При этом операторы, принадлежащие 15 крупнейшим телекоммуникационным холдингам, обслуживали около 59% всех пользователей мобильной связи. Два последних года лидером по общей численности абонентов остается китайский оператор China Mobile, который на конец 2008 года обслуживал свыше 300 млн. абонентов (68% китайского рынка). Несмотря на 22-процентный рост по сравнению с предыдущим годом, доля оператора осталась практически неизменной: более 11% от общего количества сотовых абонентов в мире. Интересно, что среднемесячный доход с одного абонента (ARPU) China Mobile в 2008 году практически не изменился по сравнению с предыдущим годом ($12), хотя увеличение абонентской базы оператора происходило за счет менее обеспеченных жителей сельской местности. Сохранение показателя ARPU во многом объясняется опережающим ростом доходов от дополнительных услуг. Динамичное развитие и потенциал для увеличения абонентской базы на крупнейшем мировом рынке способствовали дальнейшему росту капитализации китайского гиганта. На конец 2008 года рыночная капитализация China Mobile составила $176 млрд, что на 32% больше по сравнению с предыдущим годом. При этом China Mobile по показателю капитализации вышел на первое место среди крупнейших телекоммуникационных компаний мира, обогнав Vodafone и AT&T. Но несмотря на лидерство по численности абонентов, по объему доходов China Mobile занимает лишь пятое место в мире, что объясняется относительно невысоким средним доходом с одного абонента.

Снижение доходов в 2008 году не помешало компании Vodafone сохранить позицию мирового лидера по объему доходов от услуг сотовой связи. В 2008 году выручка компании составила почти $60 млрд. Несмотря на то, что компания не имеет себе равных по широте географии присутствия и работает во всех частях света, основная часть абонентов - свыше 60% - сосредоточена в Европе. История Vodafone богата на различные изменения, вызванные поглощениями и продажами активов, которые, в свою очередь, обусловили изменения в географии присутствия компании. Среди наиболее заметных изменений прошлого года необходимо отметить поглощение третьего по величине турецкого оператора Telsim, увеличение до 55% доли в Vodafone Egypt, приобретение 67-процентного пакета акций в четвертом по величине индийском операторе Hutchison Essar. При этом Vodafone продала свою японскую «дочку» крупнейшей японской телеком- и медиакорпорации Softbank, а собственником шведского Vodafone стал Telenor. Плюс были проданы 25-процентные пакеты в Swisscom (Швейцария) и Proximus (Бельгия). В течение 2007-2008 годов испанская Telefonica закрепилась на третьем месте в мире по количеству абонентов. Услуги сотовой связи компания предоставляет в 20 странах мира, и на конец 2008 года общее количество сотовых абонентов составляло в общей сложности более 145 млн, что на 17% больше, чем в прошлом году. Существенному увеличению присутствия компании в Европе способствовало поглощение О2 Group. Telefonica является лидером испанского рынка (45% от общей численности абонентов в стране), а также на сотовых рынках Великобритании и Чехии. Основная же часть абонентов компании - 83,3 млн, или 57% от их общей численности - по-прежнему сосредоточена в странах Латинской Америки. По объему доходов от услуг сотовой связи компания занимает четвертое место среди крупнейших сотовых операторов. В 2008 году рыночная капитализация Telefonica увеличилась на 41%, до $105 млрд. Таким образом,

компания вошла в пятерку крупнейших по показателю капитализации телекоммуникационных холдингов мира.

Четвертое место по количеству абонентов занимает китайский оператор China Unicom, насчитывавший на конец 2008 года свыше 142 млн абонентов. Из общего количества пользователей оператора около 26%, или 36,5 млн, являются абонентами CDMA. Таким образом, China Unicom является вторым по численности CDMA-абонентов оператором в мире, уступая только американскому Verizon Wireless. Несмотря на впечатляющее количество абонентов, объем доходов у оператора гораздо скромнее: в 2008 году по объему доходов от услуг сотовой связи (свыше $11 млрд) компания занимала лишь 13-е место в мире. Столь существенный разрыв между размером абонентской базы и объемом доходов объясняется чрезвычайно низким ARPU: в 2008 году средний доход с одного GSM-абонента China Unicom составлял всего $6,5. ARPU CDMA-абонента также оставался незначительным - около $9. Для сравнения, среднемесячный доход с одного абонента американского CDMA-оператора Verizon Wireless за аналогичный период составил более $67.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5