Характеристика маркетинговых задач стоящих перед ОАО «Вымпелком» на современном этапе развития

В ближайшие шесть лет российский рынок мобильной связи вырастет на 132% до $34,1 млрд, считает президент МТС Леонид Меламед. Таким образом, ежегодный рост составит около 22%. Выручка операторов от услуг голосовой связи увеличится за это время в 2,12 раза (до $26,5 млрд), и в ближайшие три года эти услуги будут оставаться основным драйвером роста доходов МТС, ожидает он. Средняя стоимость минуты разговора в России в I квартале 2009 г. составила $0,06 против $0,14 в странах Латинской Америки, $0,1 в развивающихся странах Европы и $0,22 в Европе (данные Merrill Lynch). Тем не менее в России она будет повышаться благодаря росту экономики, потребительского спроса и укреплению рубля.

Впоследствии драйвером роста отрасли станут допуслуги, в частности беспроводной широкополосный интернет-доступ. Сейчас уровень проникновения мобильного Интернета в Москве составляет 25,9%, а в среднем по России - всего 3,5%, так что многие люди купят телефон третьего поколения (3G), позволяющий быстро входить в Интернет, просто чтобы иметь широкополосный доступ у себя дома. Аналитики считают, что в 2012 г. на услугах мобильного доступа в Интернет операторы заработают $3,4 млрд - 9,9% всей выручки.

Так же есть прогноз относительно перспектив роста голоса и допуслуг - до 2012 г. Тенденция роста среднего счета абонента (ARPU) в течение всего 2008 года и в I квартале 2009 г. доказала, что на российском рынке, который уже превысил 100%-ный порог насыщения, сохраняется потенциал роста, прежде всего за счет увеличения пользования услугами. Менеджеры ОАО «Вымпелком» рассчитывают, что в ближайшие два-три года этот тренд сохранится, хотя темпы роста скорее всего замедлятся.

По прогнозам iKS-Consulting, весь рынок сотовой связи увеличится к 2012 г. до $25 млрд. 3G может стать драйвером роста рынка, но 2 года - слишком короткий период для развития этой технологии, считает аналитик компании. Доходы операторов от мобильного доступа в Интернет к 2012 г. вырастут с нынешних $379 млн в год до $2 млрд, полагает он.

Конкуренция между крупнейшими операторами мобильной связи перешла на уровень транспортных сетей. Теперь игроки «большой тройки» могут не только экономить на дорогостоящей аренде каналов, но и зарабатывать на сервисах, которые ранее предлагали рынку только фиксированные компании, таких как VPN, проводной широкополосный доступ в Интернет и МГ/МН-связь. Дальнейшая технологическая борьба на магистральном поле сотовых игроков с фиксированными развернется на базе MPLS - с этой технологией мобильные компании связывают перспективы развития транспортных сетей.

Конкурентная борьба на российском магистральном рынке приняла новый оборот- в нее оказались втянуты компании сотовой связи, которые вот уже несколько лет планомерно осваивают непрофильный для них в прошлом бизнес-сегмент - рынок транспортных сетей. «Такая диверсификация бизнеса позволит сотовым компаниям не только снижать затраты на аренду каналов у «классических» магистральных провайдеров, но и зарабатывать в сегменте магистральных каналов и IP-транзита. Это лакомый кусок, который сотовым операторам придется делить с крупнейшими в России игроками, такими как ТТК, «Ростелеком», «Синтерра» и Orange Business Serviсes». Компании сотовой связи, начали интенсивно вторгаться в сегменты, которые традиционно занимали фиксированные игроки. Например, это касается рынка дальней связи: все три оператора «большой тройки» - «Мобильные ТелеСистемы» (МТС), «ВымпелКом» и «МегаФон» построили сети дальней связи, интересы сотовых компаний простираются на рынок местной телефонии и зоновой связи. Заметными игроками сотовики могут стать и на рынке транспортных сетей. Экспансию сотовых операторов на непрофильный для них рынок аналитики ComNews Research объясняют тем, что возможностей для роста у этих компаний сейчас немного, а повышать рентабельность и эффективность бизнеса - необходимо. Поэтому они стали прокладывать междугородные волоконно-оптические линии и за последние пару лет обзавелись обширным магистральным хозяйством. Эксперт-консультант по техническим решениям компании Nokia Siemens Networks, прогнозирует коммерческий успех сотовых операторов в сегментах аренды каналов связи, организации VPN и видео-конференц-связи для корпоративных клиентов, а также предоставлении ШПД частным абонентам. Однако уточняет, что столь широкий перечень услуг связи на территории России пока что может предлагать лишь «ВымпелКом», а вот услуги по аренде каналов и МГ/МН-связи по плечу любому оператору «большой тройки». К перспективным с коммерческой точки зрения направлениям бизнеса сотовых операторов относят также фиксированный ШПД и цифровое телевидение в регионах, где в результате монополии местных компаний на каналы связи цены на эти услуги до сих пор находятся на очень высоком уровне. Расширяя и пакетируя предлагаемый набор услуг, «сотовики» могут побороться за то, чтобы стать единственными провайдерами всех видов связи для абонентов.

Перейти на страницу: 1 2