Процессные антикризисные преобразования

Процессными преобразованиями в санации предприятий являются те изменения и новшества, которые вводятся в процессы управления и организации производства и способны привести к скорейшим результатам в финансовом оздоровлении фирмы.

Такими процессными преобразованиями являются усовершенствования, не затрагивающие выпускаемого предприятием продукта. Кроме того, это и преобразования, не требующие стартовых инвестиций и времени для их реализации. Преобразования, вносимые в технологические процессы, не отвечают таким критериям.

Процессные антикризисные преобразования включают мероприятия по экономии постоянных (условно-постоянных, т.е. не зависящих или слабо зависящих, в пределах данного объема выпуска продукции и продаж, зависящих от объема выпуска продукции) операционных расходов предприятия; неотложные новшества в управлении персоналом фирмы; нововведения в организации работы с заказчиками (покупателями) и поставщиками (подрядчиками).

Мероприятия по экономии постоянных (условно-постоянных) операционных расходов

Такие преобразования важны потому, что от уровня постоянных или условно-постоянных расходов в наибольшей степени зависит прибыль предприятия и остающиеся у него на счетах средства.

Постоянные издержки предприятия включают: арендные платы, налог с имущества, амортизация собственных основных фондов, плату за поддержание в силе патентов и лицензий, заработную плату административно-управленческого персонала и пр. Постоянные издержки в условиях банкротства предприятия должны быть предметом сокращения в первую очередь.

Особого внимания заслуживает анализ возможностей сокращения административно-управленческих расходов. На сравнительно крупных и ранее финансово благополучных предприятиях именно они бывают завышенными.

Наиболее тонкая проблема по уменьшению постоянных расходов предприятия - это проблема нефункционирующих активов и издержек по их содержанию.

Некоторые активы фирмы и издержки по их эксплуатации или оплате могут быть ошибочно отнесены к категории тех, которые следует сократить. В действительности же такие активы, как это может выясниться при анализе целесообразности освоения новых продуктов, могут оказаться необходимыми для освоения новых видов продукта или новых преобразований. Такие активы и расходы ни в коем случае не должны быть объектом сокращения. Это очень важно и для персонала, который обслуживает эти активы, и сам по себе является нематериальным активом предприятия (опыт, знания, творческий потенциал и пр.) Это может понадобиться при освоении новых видов продукта.

Первоочередная необходимость экономить на постоянных издержках возникает, как правило, на предприятиях, специализирующихся на выпуске наукоемких высокотехнологичных товаров и услуг.

Таким образом, основными направлениями экономии постоянных издержек предприятия при его санации являются следующие:

. экономия на аренде избыточных активов;

. экономия на покупке в собственность предприятия активов, которые ему понадобятся лишь спустя некоторое время;

. продажа активов, которые являются нефункционируемыми (избыточными) и которые могут быть либо проданными, либо сданными в аренду до возникновения в них потребности ( например, при освоении нового продукта);

. экономия на административно-управленческом и вспомогательном персонале;

. экономия на производственном персонале, задействованном исключительно на выпуске невыгодного, устаревшего продукта;

. экономия при не продлении платежей по поддержанию прав собственности на нематериальные активы типа патентов, лицензий, разнообразных льгот и т.д. , экономия на оплате услуг консультантов и юристов;

. экономия на отчислениях в резервные фонды, страхующие различные риски.

Преобразования в управлении персоналом

При разработке программ преобразований в области управления персоналом для антикризисного управления главное внимание обращается на следующие факторы.

. Анализ и диагностика общей системы трудовых отношений с работниками предприятия. Он включает определение необходимости, возможности и полезности разделения всего персонала на группы работников, которых следует сохранить в штатах организации и таких, которых можно было бы перевести на заключение контрактов трудового подряда, при наличии конкретного объема работ и возможностей их оплаты. Здесь предполагается, что это не просто сдельная оплата работы, а оплата конкретного вклада в реализацию конечного продукта.

Для части персонала возможен также и перевод на договоры не трудового, предпринимательского подряда. В этом случае работники, заключившие такой договор, будут выступать в качестве контрагентов предприятия, действующие как индивидуальные предприниматели. Такая организация взаимоотношений может оказаться взаимовыгодной как для предприятия, так и для некоторых его работников. В этом случае, предприятие может совершенно законным образом экономить на налогах и сборах в связи с выплачиваемой зарплатой. А работник, выступая в качестве предпринимателя, будет вправе уменьшать свой налогооблагаемый доход на сумму расходов, обусловивших возможность его получения. Например, заверенных актов по амортизации предметов, которые могут квалифицироваться, как основные фонды и инвентарь, необходимые для выполнения заданий полученных от предприятия. Предприятие - наниматель документально подтверждает данные расходы.

Перейти на страницу: 1 2 3 4