Основные цели, типы и методы оценки персонала
По большому счету можно выделить две цели проведения процесса оценки персонала:
) оценить, подходит ли рассматриваемый кандидат на предлагаемую должность;
) спрогнозировать, насколько эффективно он сможет работать в компании в дальнейшем.
Также можно выделить цели для каждого из трех типов оценки персонала: при наборе новых сотрудников, при оценке потенциала работающего персонала и при оценке персонала для обучения (Таб. 1).
Таб.1 - Типы и цели оценки персонала
Тип оценки персонала |
Цели |
Набор новых сотрудников |
Создание прообраза необходимого работника. Перед набором необходимо проанализировать деятельность самой компании (традиции, культура, развитие организации) |
Оценка потенциала работающего персонала |
Уточнение задач оценки работающего персонала и перспектив использования получаемых в ходе оценки результатов. Основные цели: - увольнение; - аттестация; - резерв на выдвижение; - ротация; - создание более гибкой структуры организации. |
Оценка персонала для обучения |
- профессиональное развитие; - личностный рост |
При оценке кадров необходимо руководствоваться данными для оценки кадров:
. Положение об аттестации кадров.
. Методика комплексной оценки кадров.
. Философия предприятия.
. Правила внутреннего трудового распорядка.
. Штатное расписание.
. Личные дела сотрудников.
. Приказы по кадрам.
Практика деятельности крупных компаний показывает, что до вынесения решения о найме на работу кандидат должен пройти несколько этапов оценки:
.Предварительная отборочная беседа.
Отборочная беседа может проводиться различными способами. Главная цель - оценка внешнего вида соискателя, уровня образования и личностных качеств.
. Заполнение бланка заявления.
Анкета должна быть минимальных размеров. Она должна отражать информацию, более всего показывающую производительность будущей работы соискателя. Необходимо располагать вопросы в таком порядке, чтобы один вытекал из другого.
. Интервью.
Можно выделить несколько видов интервью:
по схеме. Интервью носит несколько ограниченный характер и не позволяет получить конкретного представления о соискателе;
слабоформализованные. Характеризуется тем, что интервьюер подготавливает только основные вопросы и способен гибко менять ход беседы;
не по схеме. В этом случае готовится только список тем, которые необходимо затронуть.
. Тестирование.
С помощью тестирования можно получить сведения о профессиональных качествах кандидата, выявить его потенциал и профориентацию.
. Проверка рекомендаций и послужного списка.
. Медицинский осмотр.
Имеет место, когда предъявляются повышенные требования к здоровью кандидатов.
. Принятие решения.
Включает сравнение кандидата по различным критериям и предоставление результатов оценки руководству, принимающему решение о найме.
Можно выделить следующие методы оценки способностей персонала:
. Способности (одаренность):
тесты на интеллектуальный уровень, специальные тесты на двигательные и сенсорные способности.
. Способности к контактам и конфликтам :
интервью;
дискуссии в группах.
. Мотивация результата (готовность идти на риск):
тесты (опросники и невербальные);
отражение мотивации в ходе тестирования на другие способности;
изучение документов соискателей и проведение интервью.
. Свойства личности (характер, эмоциональная стабильность):
тесты на определения типа характера;
исследование устойчивости к стрессу путем интервью и специальных методов.
. Профессиональные способности:
тесты на профессиональные знания;
изучение документов соискателей.
. Профессиональный опыт:
изучение документов соискателей;
интервью.
В результате проведения оценки кадров должны формироваться такие документы:
. Результаты тестирования профессиональных знаний и умений (экзаменов).
. Социально-психологический портрет личности.
. Медицинское заключение о работоспособности.
. Оценка деловых и моральных качеств.
. Анализ вредных привычек и увлечений.
. Оценка уровня квалификации.
. Заключение аттестационной комиссии.