Нетрадиционные методы оценки персонала

Рассмотрим основные группы жестов:

. Открытость - открытые руки и ладони, расстегнутая куртка, пиджак; поза человека, сидящего на краешке стула; наклон головы набок; руки, прикладываемые к груди и др.

. Защита-скрещенные на груди руки, скрещенные ноги; стиснутые в кулаки кисти рук; посадка на стул, при которой его спинка является как бы щитом; папка, книга и т. п., прижатая к груди, как щит; отклонение корпуса назад и др.

. Оценка - почесывание подбородка, вытягивание указательного пальца вдоль щеки; вставание и прохаживание; захватывание носа в щепоть.

. Веренность, превосходство - соединение пальцев в купол пирамиды на уровне лица; использование высокого кресла, стула; авторитарная поза стоя, когда руки соединены за спиной, подбородок поднят вверх; облокачивание или опора рукой о кресло, стол, дверь, стену и др.

. Самоконтроль - переплетенные пальцы рук; пощипывание ладони; постукивание по столу пальцами; трогание спинки стула перед тем, как на него сесть; руки сведены за спину, одна из них при этом сжимает другую, поза человека, сидящего на стуле и вцепившегося руками в подлокотники; скрещенные лодыжки и др.

. Готовность к действию - руки на бедрах, наклон корпуса вперед; поза человека, сидящего на краю стула и др.

Таким образом, знание и правильная интерпретация языка жестов, расшифровывание информации, скрытой в позе, походке, рукопожатии человека может позволить менеджеру составить предварительные замечания к психологическому портрету респондента, распознать его эмоционально-физическое состояние и с его учетом строить индивидуально-познавательную беседу.

Психологическому наблюдению как методу изучения личности присущи свои достоинства и недостатки. Положительным является то, что оно не требует каких-либо инструментов, кроме ушей и глаз психолога. Однако исследователь может сделать ошибку в оценке качеств личности на основании первого впечатления или психологической установки о его достоинствах и недостатках. Это может привести к грубому обобщению или вызвать логические ошибки. Поэтому искусству наблюдения нужно учиться, систематически упражняться, подмечать отдельные признаки, обобщать увиденное, формулировать выводы, делать записи.

Некоторые крупные предприятия и холдинги прибегают у услугам магов и экстрасенсов.

Можно привести пару примеров нестандартных заданий, которые были предложены соискателям. Когда Роберт Брески пришел на интервью в рекламную фирму, он был "вооружен" графиками, демонстрировавшими рост продаж в его отделе на прошлой работе. "Продайте мне вот это", - предложила интервьюер, передавая ему гранату. Быстро сориентировавшись, Роберт сказал: "Мадам, когда речь идет о личной безопасности, это именно то, что Вам нужно". Когда Скот Хейдон проходил интервью для получения места продакт-менеджера в компании Microsoft, ему было предложено составить объявление о себе на целую газетную полосу. Интервьюер порекомендовала ему составить такой текст, чтобы прочитав его, Билл Гейтс позвонил вице-президенту, отвечающему за персонал, и спросил, почему Скот Хейдон до сих пор не является сотрудником Microsoft.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги, можно говорить, что использование психодиагностических методик в комплексной оценке компетенций среди сотрудников становится все более популярным. Во-первых, тестирование является дешевым способом оценки персонала. Во-вторых, оно позволяет за ограниченный по времени срок (не более 2-х часов) получить информацию о компетенциях неограниченной по количеству группы участников, что позволяет применять их к сотрудникам любого звена и не наносить финансового ущерба компаний из-за отрыва работников от производства. В-третьих, при грамотном выборе тестов от менеджера по персоналу не будет требоваться специального психологического образования, достаточно научиться правильно описывать результаты. Безусловно, психодиагностические методики не ответят на все вопросы, поэтому они являются лишь дополнительными, вспомогательными инструментами при оценке кандидатов на ту или иную позицию. Поэтому большинство компаний отказывается от тестирования соискателей на уровень умственных способностей, предпочитая судить об интеллекте по наличию высшего образования, уровню законченного вуза и адекватности ответов во время собеседования. Ведь, по большому счету, существует две цели оценки при подборе персонала - оценить, подходит ли рассматриваемый кандидат на данную позицию, а также, спрогнозировать, насколько эффективно он сможет в дальнейшем работать в компании. И здесь рекрутера могут интересовать не столько личностные качества кандидата, сколько его психологический портрет как работника. Поэтому в середине 90-х годов отделы персонала снова вернулись к вопросу тестирования, но выбор методик кардинально поменялся: теперь в пуле инструментов менеджера по персоналу лежат около десятка простых для кандидата и понятных для расшифровки рекрутером тестов, которые отвечают на конкретные вопросы и не занимают много времени у обоих.

Перейти на страницу: 1 2