Понятие, основные задачи повышения квалификации государственных служащих

Более четырех лет прошло со времени принятия Указа Президента Российской Федерации от 28.12.2006 № 1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации». Он дал толчок к активному нормотворчеству в данной сфере на региональном уровне, послужил импульсом для принятия законодательных актов субъектов Российской Федерации о государственном заказе на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку гражданских служащих. переподготовка государственное и муниципальное управление

Вместе с тем практика показывает, что эффективной реализации этих законов в значительной мере мешает отсутствие современных механизмов взаимодействия между заказчиком (органом государственной власти) и исполнителем (высшим учебным заведением).

Система дополнительного профессионального образования управленческих кадров стоит на трех основных китах:

) эффективная учебная программа, основанная на профессиональных компетенциях соответствующей категории государственных и муниципальных служащих;

) качественное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса;

) профессиональный преподавательский состав, имеющий глубокие научные знания и навыки практической работы.

Высокое качество каждого из этих элементов можно обеспечить только на основе объединения усилий вузов и органов власти всех уровней. Однако к осознанию этого простого факта большинство высших учебных заведений и представителей властных структур еще не пришло.

Как правило, реализация государственного заказа на переподготовку и повышение квалификации государственных гражданских служащих осуществляется сегодня по одному из двух сценариев.

. Органы власти проводят конкурсный отбор вузов, при этом, не принимая сколько-нибудь существенного участия в разработке программ обучения служащих, подборе экспертов и преподавателей для их реализации, подготовке соответствующих учебно-методических и информационно-справочных материалов.

. Властные структуры действуют автономно, возлагая на себя не свойственные им функции по организации и проведению учебного процесса. При этом вузу отводится второстепенная роль, в основе своей ограничивающаяся вопросами предоставления материально-технической базы для проведения занятий и выдачи слушателям документов государственного образца о переподготовке или повышении квалификации.

Определение сущности государственной службы как управленческой деятельности имеет принципиальное значение, прежде всего для системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих. Если их деятельность носит управленческий характер, тогда и программы учебы должны быть насыщены управленческими дисциплинами, такими, как «управление персоналом», «государственное и муниципальное управление». Государственные служащие должны овладевать управленческими знаниями и навыками. Если же мы будем считать, что государственная служба не носит управленческого характера, тогда в учебных программах госслужащих будут другие дисциплины.

«Государственная служба - это форма организации аппарата с целью выполнения задач государственного управления. Государственные служащие активно участвуют в выработке проектов законов, программ, выражающих внутреннюю и внешнюю политику государства, предметно занимаются подготовкой предложений об изменениях в структуре государственных органов, текущих решений по вопросам, требующим государственного регулирования».

Работа с кадрами государственного аппарата - важнейшее направление государственного управления и государственной службы, которое называется «кадровое управление». Эта работа ведется с целью совершенствования государственного аппарата, обоснования и реализации квалификационных требований, прогнозирования потребности в кадрах, комплектования и развития аппарата государственных органов путем организации конкурсов по замещению вакантных должностей, квалификационных экзаменов, аттестаций, установления материальных стимулов службы (размеров денежного содержания, премий, пенсий и др.), разработки норм, регулирующих прием, увольнение, продвижение по службе, профессиональную переподготовку и повышение квалификации служащих.

Перейти на страницу: 1 2