Планирование структуры товарооборота ООО «Альтернатива-Плюс»

В ООО «Альтернатива-Плюс» используется одна из разновидностей метода экономико-математического моделирования - поэтапный метод планирования структуры товарооборота. При этом исходят из того, что наибольшей устойчивостью и достоверностью обладают расчеты по большим группам товаров [27, с. 2].

На первом этапе все товары разбиваются на укрупненные товарные группы, находится зависимость товарооборота по укрупненной товарной группе от общего объема товарооборота торгового предприятия:

Zi = а + by, (2.3)

где Zi - товарооборот по i-й укрупненной товарной группе, руб.;

у - общий объем товарооборота торгового предприятия, руб.

Затем укрупненные товарные группы разбиваются на отдельные подгруппы товаров и находится зависимость товарооборота по подгруппе товаров от товарооборота по укрупненной товарной группе:

= а + bZi, (2.4)

где Kj - товарооборот по j-й подгруппе товаров, руб.

Наконец, определяется зависимость товарооборота по отдельным товарам от товарооборота по подгруппе товаров:

= a + bKj, (2.5)

где Lf - товарооборот по f-му товару, руб.

При расчете структуры товарооборота поэтапным методом возникает необходимость всю массу товаров разбить на ряд товарных групп. В эти группы объединяют товары, идентичные по своему качественному составу, биологическим свойствам, способу потребления, роду удовлетворяемых потребностей, а также взаимозаменяемые и взаимодополняющие товары.

На первом этапе выделяются продовольственные и непродовольственные товары. Затем из продовольственных и непродовольственных товаров выделяется ряд укрупненных товарных групп. Среди продовольственных товаров в ООО «Альтернатива-Плюс» выделены следующие укрупненные группы, включающие товары, родственные по биологическим свойствам и характеру удовлетворяемых потребностей: продукты животного происхождения; сахар и кондитерские изделия; алкогольные и безалкогольные напитки.

Среди непродовольственных товаров выделены следующие укрупненные группы товаров: косметика и парфюмерия; предметы санитарии и гигиены; галантерейные товары; прочие непродовольственные товары.

На следующем этапе каждую из этих укрупненных товарных групп разбивают на более мелкие подгруппы, в которые включают товары, более тесно связанные между собой признаками взаимозаменяемости, сопряженности и т.п. Например, укрупненная группа продуктов животного происхождения разбита на следующие отдельные подгруппы товаров: мясопродукты, жиры, молочные продукты.

Аналогичным способом разбиваются и укрупненные группы непродовольственных товаров. Так, укрупненная группа косметики и парфюмерии разбита на декоративную косметику, крема, дезодоранты, шампуни и др. Такое последовательное разукрупнение товарных групп в конечном счете приводит к выделению отдельных конкретных товаров.

В табл. 2.4 приведены данные планирования структуры товарооборота, которые рассчитаны по изложенным выше правилам.

Таблица 2.4 Планирование структуры товарооборота ООО «Альтернатива-Плюс» на 2011 г.

Товарные группы

Товарооборот предшествующего года, тыс. руб.

Товарооборот отчетного года, тыс. руб.

Прирост товарооборота в планируемом году

Коэффициент эластичности, % (Эi)

Прирост товарооборота в%, (∆Тi п.г)

Товарооборот планируемого года, тыс. руб.

Продукты животного происхождения

10,4

10,9

3,38

0,89

4,8

11,3

Сахар и кондитерские изделия

43,9

46,0

3,38

0,89

4,8

47,6

Алкогольные и безалкогольные напитки

13,3

13,8

2,66

0,70

3,8

14,2

Декоративная косметика,

15,0

16,3

6,12

1,61

8,7

17,3

Крема и т.п.

12,7

13,2

2,74

0,722

3,9

13,6

Дезодоранты, туалетная вода, духи

18,9

20,5

5,97

1,57

8,5

21,7

Шампуни, мыло и т.п.

15,7

16,9

5,36

1,41

7,6

17,7

Прочие товары

21,1

21,5

1,33

0,35

1,9

21,8

Итого

151,0

159,1

3,8

-

5,4

165,2

Перейти на страницу: 1 2