Национальные модели корпоративного управления в условиях глобальной экономической среды

Актуальность темы:

Формирование системы корпоративного управления определяется многими факторами, в числе которых рынок капитала, правовые структуры, конъюнктура, производственные ресурсы, взаимодействие собственников и менеджеров. Эти факторы могут существенно различаться не только по странам, но и в пределах одной страны по отраслям, что обусловлено институциональными, политическими и социальными традициями.

Важность корпоративного управления для общества заключается в его взносе в повышение их конкурентоспособности и экономической эффективности благодаря обеспечению надлежащего внимания к интересам акционеров, равновесия влияния и баланса интересов участников корпоративных отношений, повышению финансовой прозрачности, внедрению правил рационального менеджмента и надлежащего контроля.

Существующий сейчас механизм корпоративного управления не в полной мере отвечает требованиям времени, уровню развития производительных сил, классическим зарубежным образцам. Различия в формах финансирования компаний, в структурах собственности на рынках акционерного капитала, а также в корпоративном законодательстве и нормативных актах, регулирующих обращение ценных бумаг, порождают многообразие национальных моделей корпоративного управления.

Увеличение взаимозависимости экономик различных стран мира и усиление процессов глобализации мировой экономики требует адаптации существующих моделей корпоративного управления к требованиям современного этапа развития экономики, что и обусловило актуальность выбранной темы.

Степень научной разработанности:

Значительный вклад в развитие теории управления корпорациями внесли такие зарубежные и отечественные ученые: О. Белорус, М. Бехт, В. Гринева, Д. Делонг, М. Делягин, В. Евтушевский, А. Козаченко, А. Лукашов, М. Кныш, К. Майер, С. Масютин, М. Морк, Г. Назарова, Д. Норт, А. Поважный, А. Радыгин, Р. Этнов, Ю. Юргенс и многие другие.

Большая часть современных исследований в данной области сосредоточено на адаптации зарубежных методик, пока недостаточно четко проработаны теоретические и методологические вопросы формирования национальной модели корпоративного управления с учетом специфики современного этапа развития глобальной экономической среды.

Цель:

на основе изучения особенностей национальных моделей корпоративного управления в условиях глобальной экономической среды определить, усиливается унификация или углубляется дифференциация национальных моделей. Выявить соотношение тенденций дифференциации или унификации.

Для достижения цели в работе поставлены и решены следующие задачи:

- проанализированы существующие в мировой практике подходы к определению корпоративного управления;

проведена сравнительная характеристика существующих моделей корпоративного управления (англо-американской, континентальной, японской);

рассмотрены основные черты унификации и дифференциации национальных моделей корпоративного управления;

- в качестве основы процесса трансформации национальных моделей корпоративного управления исследована глобальная экономическая среда;

охарактеризовано современное состояние модели корпоративного управления в Украине и определены тенденции развития национальной модели корпоративного управления в Украине.

Объектом исследования

являются национальные модели корпоративного управления в условиях глобальной экономической среды.

Предметом

- соотношения взаимодействия унификации и дифференциации, как отличительные черты национальных моделей корпоративного управления.

Методы:

В процессе исследования были использованы следующие методы: системный подход, экономико-статистический, сравнительный метод, традиционные методы группировки, анализа и синтеза.

Апробация:

Результаты работы получили апробацию на студенческой конференции «Актуальные проблемы современного бизнеса в условиях неопределенности глобальной среды», 18 марта 2011 года.

Структура работы:

Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка литературы из 70 источников, приложений.

Теоретико-методологические основы формирования национальных моделей корпоративного управления