Содержательные теории мотивации

2) Теория Альдерфера

Клейтон Альдерфер, признавая определенную ценность теории Маслоу, предпринял попытку уточнить и творчески развить ее. В своей теории Альдерфер решил уточнить различия некоторых групп потребностей в теории Маслоу и выделил три группы потребностей:

-потребности существования;

социальные потребности;

потребности роста [8].

Потребности существования содержат в себе две группы потребностей пирамиды Маслоу: потребности безопасности, за исключением групповой безопасности, и физиологические потребности. Группы социальных потребностей совпадают. Сюда же Альдерфер относит часть потребностей в уважении и признании из пирамиды Маслоу, которые связаны со стремлением человека занимать определенное положение в окружающем мире, а также ту часть потребностей безопасности пирамиды Маслоу, которые связаны с групповой безопасностью (рис. 1). Потребности роста совпадают с потребностями самореализации пирамиды Маслоу и включают в себя те потребности группы уважения и признания, которые связаны со стремлением к развитию уверенности, к самосовершенствованию и т.п.[35.].

Рис.1- Соотношение иерархии потребностей Маслоу и теории Альдерфера

Главное отличие между теориями Маслоу и Альдерфера состоит в том, что по Маслоу движение от потребности происходит только снизу вверх. Альдерфер полагает, что движение происходит в обе стороны, в зависимости от того какая потребность уже удовлетворена и какую необходимо удовлетворить. В связи с этим, он установил семь зависимостей между удовлетворением потребностей и их активизацией:

-чем менее удовлетворены потребности существования, тем сильнее они проявляются;

-чем слабее удовлетворены социальные потребности, тем сильнее действие потребностей существования;

чем полнее удовлетворены потребности существования, тем активнее заявляют о себе социальные потребности;

чем менее удовлетворены социальные потребности, тем более усиливается их действие;

чем менее удовлетворены потребности личностного роста, самореализации, тем сильнее становятся социальные потребности;

чем полнее удовлетворены социальные потребности; тем сильнее актуализируются потребности личностного роста;

чем больше или меньше удовлетворены потребности личностного роста, тем активнее они проявляют себя [31].

Процесс движения вверх по Альдерферу называется процессом удовлетворения потребности, а процесс движения вниз - процессом фрустрации, т.е. поражения в стремлении удовлетворить потребность.

Хотя теория Альдерфера относительно молода и не имеет большого количества эмпирических подтверждений, наличие в ней двух направлений движения в удовлетворении потребностей открывает дополнительные возможности в мотивировании людей в организации.

Можно с уверенностью сказать, что знание этой теории является полезным для практики управления, так как она открывает для менеджеров перспективы поиска эффективных форм мотивирования, соотносящихся с более низким уровнем потребностей, если нет возможности создать условия для удовлетворения потребностей более высокого уровня [13].

3) Теория приобретенных потребностей МакКлелланда

Теория Девида МакКлелланда делает основной упор на потребности высших уровней, которые актуализируются при условии достаточной материальной обеспеченности. Он считал , что людям присущи три потребности: власти, успеха и причастности (признания) и рассматривал эти потребности как приобретенные под влиянием жизненных обстоятельств, опыта и обучения.

Потребность власти выражается в стремлении человека контролировать действия людей, оказывать влияние на их поведение, брать на себя ответственность за действия и поведение других людей.

Перейти на страницу: 1 2 3 4