Содержательные теории мотивации

Людей с высокой потребностью власти можно разделить на две группы. Первая группа состоит из тех, кто стремится к власти ради властвования, так как их привлекает сама возможность командовать другими, а интересы организации для них отходят на второй план или вообще теряют смысл. Вторая группа состоит из лиц, стремящихся к получению власти ради достижения групповых задач. Потребность власти для этих людей - стремление к выполнению ответственной руководящей работы, связанной с решением организационных задач.

Потребность успеха удовлетворяется процессом доведения работы до успешного завершения. Люди с данной потребностью много и охотно работают, но не очень любят делиться работой с другими, так как их устраивает результат полученный в одиночку, а не от совместной деятельности. Общества с высокой потребностью достижения успеха обычно имеют хорошо развивающуюся экономику. Наличие у работников высокой потребности успеха оказывает влияние на их активность и результативность.

Для мотивирования людей с высокой потребностью успеха необходимо ставить задачи с умеренной степенью риска или возможностью неудачи, предоставлять им достаточные полномочия для того, чтобы развязать инициативу в решении поставленных задач, регулярно и конкретно поощрять их в соответствии с достигнутыми результатами.

Мотивация потребности причастности проявляется в виде стремления к дружеским отношениям с окружающими. Люди с высокой потребностью причастности стараются получить одобрение и поддержку, оказывают помощь другим, предпочитают занимать в организации такие позиции и выполнять такую работу, которые позволяли бы им находиться в активном взаимодействии с людьми (коллегами, клиентами).

Для успешной работы таких членов коллектива необходимо создавать такие условия, позволяющие им регулярно получать информацию о реакции окружающих на их действия, а также активно взаимодействовать с широким кругом людей. Руководство может обеспечить удовлетворение их потребности, уделяя им больше времени и периодически собирая таких людей отдельной группой [22].

4) Теория двух факторов Герцберга

Эта теория появилась в связи с растущей необходимостью выяснить влияние материальных и нематериальных факторов на мотивацию человека.

Согласно выводам Герцберга, полученные ответы можно разделить на две большие категории, которые он назвал внутренние (мотивирующие) и внешние для человека факторы (таблица 1).

Таблица 1

Факторы, влияющие на удовлетворённость в работе

Внешние факторы

Внутренние факторы

Политика фирмы и администрации Условия работы Заработок Межличностные отношения с начальниками, коллегами и подчинёнными Степень непосредственного контроля за работой

Успех Продвижение по службе Признание и одобрение результатов работы Высокая степень ответственности Возможность творческого и делового роста

Как видно из таблицы гигиенические факторы связаны с самовыражением личности, ее внутренними потребностями, а также с окружающей средой, в которой осуществляется сама работа. Эти факторы соответствуют физиологическим потребностям, потребности в безопасности и уверенности в будущем. Сюда относятся: отношения с коллегами, начальством и подчиненными; нравственный климат в организации; заработок; условия работы; степень непосредственного контроля за работой.

Мотивация связана с характером и сущностью самой работы. Сюда можно отнести: продвижение по службе; признание и одобрение результатов работы; высокую степень ответственности; возможность творческого и делового роста.

Перейти на страницу: 1 2 3 4