Основные этапы и организация процесса разработки и реализации управленческих решений

Далее каждому из указанных способов получения информации можно поставить в соответствие один тип моделей: имитационный, аналитический, статистический.

Там, где информация в основном параметризована (выступает в наиболее агрегированной форме, часто в шкалах качественного типа), обычно применяют аналитические или концептуальные модели. Там, где работают с фактическим материалом, чаше используют статистическое или имитационное моделирование («грубый силовой прием», по образному выражению Р. Шеннона).

Этап получения информации. Для моделирования всегда необходимо получить какую-то исходную информацию, исходные данные.

Задача получения информации включает:

· определение источника информации;

· выбор способа обращения к источнику информации;

· выбор формы представления информации потребителю.

При решении каждого из указанных вопросов исходят из требований к точности, надежности, достоверности информации, которые обеспечат, в свою очередь, требуемую точность или высокую достоверность и обоснованность, убедительность выработанного решения.

Задача получения информации имеет важное значение, поскольку ее результаты используются на всех последующих этапах принятия решения. Здесь важно не только взвешенно определить требования к качеству информации (ее точности, надежности, достоверности), но и установить наиболее предпочтительный источник и способ ее получения. Вопрос о способе получения информации из выбранного источника, хотя и поставлен вторым, далеко не второстепенный. Попробуйте представить, как бы вы могли получить информацию о работе конкурента, если в качестве источника выбран крупный специалист его фирмы?

Не менее важным оказывается вопрос и о выборе формы представлении полученной информации. Иногда с трудом добытая информация из-за пренебрежительного отношения к вопросу о ее представлении оказывается невыразительной и неубедительной, слабо свидетельствует в пользу предлагаемого варианта решения проблемы, а значит, оказывается неэффективной.

Для установления перечня и вскрытия генезиса основных факторов проблемной ситуации ее механизма следует шире использовать все доступные источники получения необходимой информации. Ясно, что при сборе информации следует избегать двух крайностей.

Во-первых, нельзя торопиться и экономить время и деньги на сборе информации, так как это приведет к поверхностному анализу и ненадежным выводам. В результате будущее решение проблемы будет недостаточно проработанным, недостаточно обоснованным и, следовательно, недостаточно эффективным.

Во-вторых, нельзя впадать в другую крайность - нельзя чрезмерно увлечься процессом сбора информации. Следует помнить, что принципиально невозможно собрать всю информацию о существе проблемы и о сущности механизма ситуации.

Уже давно известен один из важных законов социологии, экономики, а теперь, уже с уверенностью можно сказать - и информатики. Его сформулировал в начале XX века известный итальянский исследователь (социолог, экономист, математик) В. Парето. Это так называемое правило «20/80». Кратко суть выводов Парето такова: из всего многообразия факторов, обусловливающих рассматриваемое явление, примерно 20% вносит в механизм ситуации около 80% эффекта, а на долю остальных 80% факторов остается всего лишь примерно 20% эффекта.

Перейти на страницу: 1 2 3 4