Классификация показателей качества дорожно-строительной продукции
На первой стадии (изыскания), когда проводятся топографические, геологические, гидрологические и другие исследования, важными факторами являются такие параметры качества, как: уровень квалификации специалистов-изыскателей, применяемая аппаратура, приборы и оборудование для натурных и лабораторных исследований, уровень применяемых методик обработки полученных экспериментальных данных, глубина проработки изысканий и др.
На второй стадии (проектирование) формируются основные требования к качеству будущего объекта с учетом назначения, категории дороги, стадии разработки проектной документации, особенностей производства работ и ее эксплуатации. В этот период проводятся дополнительные изыскательские работы и непосредственно проектные. В некоторых случаях стадии изысканий и проектирования объединены в одну стадию, однако, это не значит, что необходимые требования к качеству одних и других работ снижаются. На стадии проектирования качество дороги оценивают главным образом по экономическим соображениям. Здесь необходим комплекс показателей качества, позволяющих учитывать: технологичность конструкции, уровень механизации вообще и комплексной механизации, прочность и долговечность покрытия и одежд, уровень индустриализации сборных фрагментов, унификации элементов конструкций, применения типовых проектов и т. д. На данной стадии качество дороги будет зависеть от:
20 качества планирования работ, завершения изысканий;
21 уровня осуществления вариантности в процессе проектирования;
22 степени использования завершенных научно-исследовательских работ;
23 качества проведения методов лабораторного проектирования;
24 качества используемой нормативной документации по проектированию;
25 качества специалистов-проектировщиков;
26 средства проектирования;
27 глубины технико-экономических обоснований;
28 качества труда;
29 системы контроля качества и др.
На третьей стадии (строительства) требуется реализовать запланированные показатели объекта и его элементов. Здесь учитывают такие элементы качества, как:
30 уровень качества проектной и нормативной документации по строительству;
31 применение типовых проектов отдельных вспомогательных сооружений и унифицированных их конструктивных элементов;
32 качество материалов и изделий;
33 уровень применяемых технологий;
34 механизацию и организацию производства работ;
35 качество выполнения отдельных видов работ;
36 уровень системы качества и контроля качества работ.
На четвертой стадии (эксплуатации) в значительном объеме проявляются элементы качества, которые были заложены на первых трех стадиях, т. е. на стадии изыскания, проектирования и строительства, так как эксплуатационники пользуются готовой продукцией определенного качества. На стадии эксплуатации качество дорог и вспомогательных сооружений находится в динамике, причем до выполнения капитальных ремонтно-восстановительных работ - в сторону ухудшения. Несомненно степень снижения качества дорог зависит в значительной мере от уровня качества работ, выполняемых службой эксплуатации, а также от режима движения , от нагрузок, климатических условий и многого другого. На данной стадии качество дорог определяется уровнем качества выполнения эксплуатационных работ, в том числе от:
37 качества построенной дороги;
38 уровня разработки нормативной документации по эксплуатации дороги;
39 качества наблюдения за состоянием дорожных покрытий;
40 проведения своевременного обследования общего состояния водопропускных дорожных сооружений и их нижних бьефов;
41 качества измерения эксплуатационных показателей дороги;
42 качества производства текущих ремонтно-восстановительных работ;
43 качества капитальных ремонтов;
44 качеством труда.
Таким образом, на каждом этапе создания продукции проявляются свойства рассматриваемой стадии, которые не только отличаются по существу, но и имеют взаимную связь. Качество дороги, как и другого строительного объекта или иной продукции, следует рассматривать на различных уровнях иерархической совокупности свойств, направленных на удовлетворение определенных производственных народно-хозяйственных, и общественных требований. В рассматриваемом случае иерархическая совокупность свойств направлена на удовлетворение требований системы ВАДС (водитель - автомобиль - дорога - среда): изыскания - проектирование - строительство - эксплуатация.