Классификация показателей качества дорожно-строительной продукции

КОСН = nМ/nО

Коэффициент удельной трудоемкости - отношение затраченного механизированного (ручного) труда (времени) к единицы основного показателя продукции, Ктр = Т/ni.

Коэффициент использования новых эффективных материалов - отношение объема рациональных материалов (QМ) к общему объему используемых материалов (QО), т.е. КРМ = QМ/QО.

Коэффициент применения сборных конструкций - отношение количества сборных изделий (nСБ) к общему числу изделий (nО), т.е. КСБ = nСБ/nО

Эргономические показатели качества продукции представляют собой качества, характеризующие соответствие продукции требованиям системы водитель - внешняя среда - дорога. Эти показатели отражают влияние действия внешней среды на работающего человека и эксплуатируемую машину, механизм, устройство. Поэтому возникает необходимость комплексной оценки дорожно-строительной продукции.

К эргономическим относят следующие показатели: гигиенические, антропометрические, психофизиологические, психологические. При этом перечисленные показатели представляют:

11 гигиенические - освещенность, температура, влажность, запыленность, излучение, токсичность, шум, вибрации;

12 антропометрические - продукцию, которая непосредственно контактирует с человеком, например, органы управления;

13 психофизиологические - соответствие параметров элементов автомобиля (кабины) возможностям водителя его физиологическим данным (силовым, зрительным, слуховым, возможности переработки информации).

Эстетические показатели характеризуют: выразительность, оригинальность, стиль, целостность и соответствие продукции среде.

Показатели стандартизации характеризуют степень применения количества типоразмеров изделий, используемых в процессе проектирования и строительства дорог. Этот показатель свидетельствует об уровне стандартизации, унификации и взаимозаменяемости элементов продукции. Его зачастую выражают коэффициентом применяемости по типоразмерам в следующем виде

, (4.3)

где NО - общее количество типоразмеров; NСТ - количество стандартизированных, NУН - унифицированных и NОР - оригинальных составных частей сооружения (дороги), т.е.

NО = NСТ + NУН + NОР. (4.4)

К технико-экономическим показателям относят: коэффициент экономической эффективности, трудоемкости, производительного труда. приведенные затраты, рентабельность, прибыль, фондоотдачу и др. Их применят как для самостоятельной оценки операций при производстве продукции, так и при комплексной или интегральной оценке окончательной продукции (дороги).

К эксплуатационным показателям относят: срок службы дороги (одежды или покрытий), интенсивность движения и пропускную способность, прочность одежды, ровность и шероховатость покрытий, работоспособность одежд или покрытий, коэффициент экономической эффективности эксплуатации, эксплуатационные затраты.

Вышеприведенные показатели качества приведены в большей степени применительно к дорожно-строительной продукции, как наиболее отражающей типичную ситуацию в области строительства и эксплуатации природоохранных, водохозяйственных сооружений и сооружений по защите окружающей среды. В других случаях эти показатели могут быть дополнены или изменены в зависимости от общественных потребностей и назначения продукции.

Процесс выбора перечня (номенклатуры) показателей является важным моментом в процессе проектирования системы управления качеством продукции. В зависимости от номенклатуры показателей проводится тот или иной объем измерений, определение соответствующих параметров, работ по оценке и контролю. Увеличение количества определяемых параметров приводит к росту объема работ, а недостаточное количество измеренных параметров влечет снижение качества продукции. Поэтому рекомендуется принимать минимальное, но достаточное количество видов (назначения, надежности, эргономичности, экономические и др.) и групп показателей (например. для вида: надежность - безотказность, ремонтопригодность, долговечность, сохраняемость).

В таблице 4.1. приведена номенклатура и группы показателей для различных стадий первого и второго классов дорожно-строительной продукции, большинство из которых являются стандартизированными.

Таблица 4.1.

Предлагаемая номенклатура показателей дорожно-строительной продукции, принятая для различных стадий ее создания.

Стадия создания продукции

Виды и группы показателей

проектирование

строительство

эксплуатация

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Назначения:

-

+

+

+

-

+

плотность слоев

-

+

+

+

-

+

водонасыщение

-

+

+

+

-

+

морозостойкость

-

+

+

+

-

+

толщина слоев

-

+

+

+

-

+

плотность грунта

-

+

+

+

-

+

отметки по оси покрытия

-

+

+

+

-

+

обочины и откосы полотна

-

+

+

+

-

+

2.

Надежности:

безотказность

-

+

-

+

+

+

ремонтопригодность

-

-

-

-

-

+

долговечность

-

+

-

+

+

+

сохраняемость

+

+

-

+

+

+

3.

Технологические:

механизация

+

+

+

+

-

технологическая оснащенность

-

+

+

+

-

+

трудоемкость

+

+

+

+

-

+

применение новых материалов

+

+

+

+

-

+

применение сборных материалов

+

+

+

+

-

+

4.

Эргономические:

гигиенические

+

+

+

+

-

+

антропометрические.

-

-

-

+

-

+

психофизиологические

-

+

-

-

-

+

5.

Стандартизации:

-

+

-

+

-

+

6.

Эстетические

-

+

-

+

-

+

1

2

3

4

5

6

7

8

7.

Технико-экономические

коэффициент экономической эффективности

-

+

-

+

-

+

трудоемкость

+

+

+

+

-

+

приведенные затраты

-

+

+

+

-

+

рентабельность

-

-

+

+

-

+

8.

Экономические

+

+

+

+

+

+

9.

Эксплуатационные

срок службы

-

+

-

-

-

+

пропускная способность

-

+

-

-

-

+

интенсивность

-

+

-

-

-

+

прочность одежд

-

+

-

+

-

+

ровность покрытий

-

+

-

+

-

+

шероховатость покрытий

-

+

-

+

-

+

работоспособность

-

+

-

+

-

+

коэффициент экономической эффективности

-

+

-

+

-

+

эксплуатационные затраты

-

-

-

-

-

+

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6