Методика оценки стоимости предприятия. Определение ликвидационной стоимости предприятия
Правовой основой оценки предприятий являются Федеральные законы «Об оценочной деятельности в Российской Федерации от 29.07.98 №315-ФЗ, «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.02 №127-ФЗ, а также ГОСТ Р51195002-98 «Единая система оценки имущества. Основные положения» и сотни других правовых положений.
На практике в сфере антикризисного управления чаще всего осуществляется оценка несостоятельного предприятия как имущественного комплекса. Существенное отличие определения стоимости имущественного комплекса предприятия от оценки предприятия как действующего хозяйственного субъекта состоит в том, что в последнем случае оценивается так называемый гудвил (от англ. goodwill - престиж фирмы) - нематериальный актив, выражающий стоимость менеджмента предприятия. На большинстве несостоятельных предприятий стоимость гудвила невысока, а на некоторых вообще отсутствует, поэтому инвестора - покупателя предприятия больше интересуют материальные активы, которые составляют его имущественный комплекс.
В настоящее время можно выделить три основных направления концептуального подхода к оценке стоимости предприятия: сравнительный, имущественный и доходный.
Сравнительный подход к оценке предприятия базируется на сопоставлении стоимости оцениваемого предприятия со стоимостями сопоставимых предприятий. В рамках этого направления используются следующие методы оценки стоимости предприятия:
●рынка капитала;
●сравнительного анализа продаж;
●отраслевых коэффициентов.
Метод рынка капитала основан на рыночных ценах акций предприятий, сходных с оцениваемым. Для реализации этой методики необходима достоверная и детальная финансовая и рыночная информация по группе сопоставимых предприятий.
Основное преимущество данной методики заключается в том, что она отражает текущую реальную практику хозяйствования. Однако эта методика основана на прошлых событиях и не принимает в расчет будущие условия хозяйствования предприятия, что является ее основным недостатком.
Метод сравнительного анализа продаж является частным случаем метода рынка капитала и основан на анализе цен приобретения контрольных пакетов акций сопоставимых предприятий или анализе цен приобретения предприятия целиком. Основным отличием данного метода от метода рынка капитала является то, что первый определяет уровень стоимости контрольного пакета акций, тогда как второй - стоимость предприятия на уровне неконтрольного пакета акций.
Метод отраслевых коэффициентов используется для ориентировочных оценок стоимости предприятий. Опыт западных фирм свидетельствует:
●бухгалтерские фирмы и рекламные агентства продаются соответственно за 0,5 - 0,7 годовой выручки;
●заправочные станции - за 1,2 - 2,0 месячной выручки;
●предприятия розничной торговли - за 0,75 - 1,5 суммы чистого годового дохода, стоимости оборудования и запасов;
●рестораны и туристические агентства - соответственно за 0,25 - 0,5 и 0,04 - 0,1 годовой валовой выручки;
●машиностроительные предприятия - за 1,5-2,5 суммы чистого годового дохода и стоимости запасов.
Широко известно также «золотое правило» оценки предприятий для некоторых промышленных отраслей экономики: покупатель не заплатит за предприятие более четырехкратной величины среднегодовой прибыли до налогообложения.
Имущественный подход к оценке предприятия основан на анализе его активов и включает в себя следующие методики: накопления активов предприятия, скорректированной балансовой стоимости, стоимости замещения, ликвидационной стоимости. Все эти методики базируются на единой информационной базе - балансе предприятия - и позволяют рассчитать разные виды стоимости предприятия. Основное преимущество направления имущественного подхода состоит в том, что он базируется на реально существующих активах и затратах. В то же время методы этого направления статичны, они не учитывают перспективы развития предприятия, его будущую доходность.
Доходный подход к оценке стоимости предприятия базируется на определении текущей стоимости будущих доходов, в основе чего лежит методика капитализации дохода.