Методика оценки стоимости предприятия. Определение ликвидационной стоимости предприятия

Капитализация означает превращение потока дохода в параметр стоимости С путем деления или умножения определенного некоторым образом потока дохода Д на факторы, называемые соответственно коэффициентом капитализации К или мультипликатором М. Основные формулы при этом выглядят следующим образом:

С = Д/К или С = ДМ.

Содержание метода капитализации фактических и потенциальных дивидендов заключается в анализе рыночной информации о дивидендной отдаче в сопоставимых предприятиях данной отрасли и использовании ее для определения стоимости оцениваемого предприятия. При этом дивидендная отдача рассчитывается как отношение ежегодных дивидендов на одну акцию к рыночной цене этой акции, выраженной в процентах.

Содержание метода мультипликаторов заключается в том, что анализируются сделки купли-продажи по сопоставимым предприятиям отрасли и выявляются на дату оценки значения мультипликаторов «цена / прибыль» и «цена / выручка». Затем, зная значение прибыли или выручки оцениваемого предприятия, умножают их на тот или другой мультипликатор.

Качество оценки предприятий с использованием мультипликаторов в значительной степени зависит от числа и качества соответствующих параметров предприятий-аналогов. Необходимо стремиться, чтобы диапазон разброса данных по сопоставимым предприятиям был минимальным.

Определение ликвидационной стоимости предприятия

Оценка ликвидационной стоимости предприятия в ситуации банкротства имеет ряд особенностей, обусловленных в основном характером самой ситуации. Эти особенности должны учитываться экспертом-оценщиком, заказчиком и другими сторонами, заинтересованными результатами оценки.

Ликвидационная стоимость представляет собой чистую денежную сумму, которую собственник предприятия может получить при ликвидации и раздельной распродаже его активов.

Оценка ликвидационной стоимости производится в следующих случаях:

●когда оценивают долю собственности, составляющую либо контрольный пакет акций, либо такую долю, которая способна вызвать продажу активов предприятия;

●прибыль предприятия от производственной деятельности невелика по сравнению со стоимостью ее чистых активов;

●принято решение о ликвидации предприятия;

●предприятие находится в состоянии банкротства.

При упорядоченной ликвидации распродажа активов осуществляется в течение разумного периода, для того чтобы можно было получить высокие цены от продажи активов. Он включает в себя время подготовки активов и продажи, доведения информации о продаже до потенциальных покупателей, на обдумывание решения о покупке, аккумулирование финансовых средств на покупку, собственно покупку, перевозку и т.д. Упорядоченной ликвидации активов соответствует понятие «упорядоченная ликвидационная стоимость предприятия».

В отличие от упорядоченной существует принудительная ликвидация, когда активы распродаются так быстро, как это возможно, часто одновременно и на одном аукционе. Принудительной ликвидации соответствует принудительная ликвидационная стоимость.

В случае принятия решения о прекращении существования предприятия определяется ликвидационная стоимость прекращения существования активов предприятия. При этом активы не продаются, а списываются и уничтожаются, а на данном месте строится новое прогрессивное предприятие, способное дать значительный экономический или социальный эффект. При расчете ликвидационной стоимости в случае ликвидации предприятия к скорректированной рыночной стоимости необходимо прибавить затраты на его ликвидацию.

При расчете ликвидационной стоимости, вырученной от продажи активов, денежная сумма, очищенная от соответствующих затрат, дисконтируется на дату оценки по соответствующей ставке, учитывающей связанный с этой продажей риск. Как правило, ликвидационная стоимость предприятия как целого меньше, чем сумма выручки, полученная от раздельной распродажи его активов. При оценке ликвидационной стоимости эксперт-оценщик должен разобраться в причинах банкротства, прежде чем формулировать окончательное мнение об оценке.

Перейти на страницу: 1 2