Основные правила мотивации, виды и типы мотивов к труду

Научные исследования и практика позволили выработать следующие правила мотивации, соблюдение которых позволяет повысить эффективность мотивационных мероприятий.

Похвала эффективнее порицания и неконструктивной критики.

В ООО «Эккаунт» раз в месяц проходят собраний, на которых излагается отчет о проделанной работе и планы на следующий месяц. В конце такого собрания лучшие сотрудники принимают похвалу от начальства.

Поощрение должно быть осязаемым и желательно незамедлительным (минимизация разрыва между результатом труда и его поощрением). После каждой крупной сделки, которую совершил менеджер, или также после прохождения аттестации у независимых экспертов ООО «Эккаунт» поощряет своих сотрудников небольшой премией, как правило, это происходит в день выдачи заработной платы.

Непредсказуемые и нерегулярные поощрения мотивируют больше, чем ожидаемые и прогнозируемые.

Постоянное внимание к работнику и членам его семьи - важнейший мотиватор. Директор ООО «Эккаунт» очень лоялен к своим сотрудникам и их здоровью, а также к здоровью членам их семей, поэтому больничные и уход за детьми не вызывает раздражения.

Людям нравятся победы, поэтому чаще давайте людям чувствовать себя победителями.

Поощряйте за достижение не только основной цели, но и промежуточных.

Дайте работникам чувство свободы действия, возможность контролировать ситуацию. Как уже упоминалось выше ООО «Эккаунт» дает своим сотрудникам полную свободу действий для достижения наилучшего результата.

Не ущемляйте самоуважение других, предоставляйте им возможность "сохранить лицо". Руководитель, если возникает ситуация, что работник ведет себя неподобающим образом, или не соответствует своим прямым обязанностям, не кричит на него «матом» в коридоре, а проводит воспитательную беседу непосредственно у себя в кабинете.

Большие и редко кому достающиеся награды обычно вызывают зависть, небольшие и частые - удовлетворяют большинство.

Разумная внутренняя конкуренция - двигатель прогресса.

Виды мотивов к труду

. Социальность (потребность быть в коллективе). Данный мотив особенно характерен для восточного (японского) стиля управления персоналом: групповая мораль. Потребность "работать в хорошем коллективе", по мнению многих социологов, входит в лидирующую группу ориентации работника в России.

. Мотив личной аффирмации, или самоутверждения, характерен для значительного числа работников, преимущественно молодого и зрелого возраста.

. Мотив самостоятельности присущ работникам с "хозяйской" мотивацией, которые готовы жертвовать стабильностью, а иногда и более высокими заработками взамен установки "быть хозяином и самостоятельно вести свой бизнес".

. Мотив надежности (стабильности) присутствует тогда, когда предпочтение отдается стабильности бытия и деятельности. В силу различных причин (исторических, этнических и т.д.) доля россиян, ориентирующихся на надежность и стабильность, существенно выше доли тех, кто предпочитает риск и предпринимательство.

. Мотив приобретения нового (знаний, вещей и т.д.) лежит в основе многих элементов рыночного менеджмента, и прежде всего маркетинга. На этом мотиве построена система создания потребительского общества в экономически развитых странах. Именно он используется производителями новых товаров и услуг, а другие мотивы - порой лишь его внешняя оболочка или начинка.

. Мотив справедливости. В каждом обществе устанавливается свое понимание справедливости. Однако, несоблюдение справедливости с точки зрения работников, ведет к их демотивации.

. Мотив состязательности - как основа организации соревнования на предприятии один из сильнейших мотивов, действующий во все времена. Определенная степень выражения состязательности генетически присуща каждому человеку. Наиболее часто применяется в США и Канаде и формулируется так: "мы работаем в спортзале". При малых затратах он дает ощутимый экономический эффект.

При этом важно учитывать следующие принципы:

Дифференциация соревнующихся по группам, близким по условиям, характеру производства и т.д.

Одинаковая система показателей.

Определение занятых мест всех соревнующихся.

Строго дифференцированное поощрение победителей.

Перейти на страницу: 1 2 3