Понятие личности и коллектива в теории менеджмента

Личность - феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Структура личности - целостное системное образование, совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий индивида, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как поведение сознательного субъекта деятельности и общения. Личность - саморегулируемая динамическая функциональная система непрерывно взаимодействующих между собой свойств, отношений и действий, складывающихся в процессе онтогенеза человека. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других. В широком, традиционном смысле - личность, это индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В структуру личности входят и все психологические характеристики человека, и все морфофизиологические особенности его организма - вплоть до особенностей обмена веществ.

Но личность молодого человека имеет ряд специфических особенностей. Личность молодого человека - это социальная сущность молодого человека, предполагающая наличие у него устойчивой совокупности социально значимых черт, определяющей его включенность в общественные отношения. Понятие "личность" употребляется по отношению к каждому человеку, освоившему значимые социальные черты. Чтобы стать личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются:

) биологические, генетически заданные предпосылки

) наличие социальной среды (материально-вещественной и социально-групповой), мира человеческой культуры, с которыми человек взаимодействует

) уникальный индивидуальный опыт

Личность молодого человека формируется и изменяется в постоянной связи с окружающим миром. Большое влияние на молодого человека оказывает социальная среда, в которой он выступает как объектом, так и субъектом деятельности, благодаря чему создает и изменяет социальную среду и самого себя. Окружение молодого человека оказывает неодинаковое влияние на различные элементы его личности. Что-то больше сказывается на ее проявлениях, что-то меньше.

Объектом управления в молодежной некоммерческой организации является не только отдельная личность. Любая организация состоит из личностей, которые формируют коллектив.

Коллектив - это группа людей, обычно работающая на одном предприятии или организации, объединенная совместной деятельностью, целями, интересами и потребностями.

В коллективе формируется особый тип отношений межличностных, для коих характерны:

) высокая сплоченность

2) самоопределение коллективное - в противовес конформности или нонконформности, проявляемых в группах низкого уровня развития;

) идентификация коллективная

) социально ценный характер мотивации выборов межличностных

) высокая референтность членов коллектива по отношению друг к другу

) объективность в возложении и принятии ответственности за результаты деятельности совместной.

Подобные отношения способствуют воспитанию коллективистских качеств, создают условия для всестороннего и гармоничного развития каждого члена коллектива, способствуют появлению коллективизма как особого качества развития группы.

Слово "управление" мы слышим в самых различных ситуациях. Например, "этот человек прекрасно управляет собой". Управление - особого рода человеческая деятельность руководящего, организаторского характера, осуществляемая в рамках коллективного труда. Всякий совместный труд требует управления. Это значит, что управление является обязательным элементом любой коллективной деятельности людей, в том числе и в молодежных некоммерческих организациях.

Процесс управления понимается как целенаправленное информационное взаимодействие между субъектом и объектом управления с целью перевода объекта из одного состояния в другое или поддержание его в заданном состоянии при воздействии различных возмущений путем влияния субъекта на переменные параметры. Когда в качестве управления выступает коллектив, переменными параметрами могут быть: активизация, сплочение, ценностная ориентация, материальное и моральное стимулирование.

Перейти на страницу: 1 2 3