Анализ системы контроллинга в ЗАО КБ «КЕДР»

Еще одной из задач контроллинга является планирование - определение действий, необходимых для достижения оперативных и стратегических целей, т.е. превращения целей в планы. Знание сотрудниками миссии банка, целей, вырабатываемых на его основе, служит базой для осознания общих задач и выработки различных вариантов их достижения. Банком разработан стратегический план на пять лет (2008-2012 гг.), который включает четыре направления развития банка: финансовые перспективы; перспективы по клиентам; перспективы по развитию персонала. Стратегическая карта ЗАО КБ «КЕДР» (рис.8).

Рисунок 8 - Стратегическая карта ЗАО КБ «КЕДР»

В банке используются следующие виды планирования:

планирование объемных показателей;

составление сметы расходов, относимых на себестоимость, и определение направления и пропорций использования фондов, образуемых из прибыли;

финансовое планирование, имеющее целью оценку финансовых результатов.

Финансовый план является составной частью и завершающим этапом всего планирования. Он прорабатывается таким образом, чтобы можно было определить, как его исполнение повлияет на конечные финансовые результаты, налоги, использование прибыли банка, выполнение обязательных экономических нормативов и внутренних лимитов.

В дополнительных офисах, начиная с 2004 г. была изменена система планирования: для структурных подразделений, работающих с клиентами, были доведены плановые объемные показатели и ставки по размещению и привлечению ресурсов, непроцентные доходы. Для обеспечения ежедневного контроля за данными показателями также в оперативном порядке готовится информация и доводится до всех заинтересованных руководителей подразделений. Непрерывность хозяйственной деятельности требует, чтобы контроль был не единичным действием и постфактум, как ранее практиковалось, а непрерывным, всеохватывающим процессом. В банке существует система закрепления статей расходов финансового плана за определенными структурными подразделениями, осуществляющими данные затраты.

Основу финансового контроллинга составляет система мониторинга. Она представляет собой разработанный механизм постоянного наблюдения за контролируемыми показателями финансовой деятельности, определения размеров отклонений фактических результатов от предусмотренных и выявления причин этих отклонений (рис. 9). Контроль распространяется на все основные сферы деятельности банка, внешнюю среду и внутренние процессы. Таким образом, контроль преобразуется в контроллинг.

Рисунок 9 - Информационный обмен в ЗАО КБ «КЕДР»

В настоящее время контроллинг в ЗАО КБ «КЕДР» - элемент системы управления с акцентом на планирование и контроль. Действующая система контроллинга не только позволяет контролировать и планировать затраты, но и повышает эффективность использования всех видов ресурсов. Об этом свидетельствуют результаты, достигнутые банком.

В условиях нарастающей конкуренции необходимо использовать все возможности для укрепления позиций на рынке. Клиенты и конкуренты выдвигают перед банком ряд требований относительно постоянной готовности к изменениям рынка, а использование контроллинга позволяет быстро и эффективно реагировать на эти изменения. Закрепление имеющихся в банке клиентов и на этой базе планирование системного привлечения новых - следующий уровень. Для реализации данной задачи банком разрабатывается новая программа, позволяющая проводить анализ в разрезе клиентов и получать информацию по остаткам на счетах, по оборотам, приносимым доходам. Данная программа интегрирована с АБС «Омега».

Таким образом, на сегодняшний день для контроллинга складываются благоприятные условия, чтобы продемонстрировать свои широкие возможности и доказать свою необходимость как мощный инструмент повышения эффективности бизнеса. В заключение следует отметить, что внедрение системы контроллинга - процесс сложный и трудоемкий. Однако желание сделать банк более эффективным и наличие правильно организованной системы получаемой информации о деятельности банка позволяют принимать оптимальные управленческие решения.

Перейти на страницу: 1 2 3 4