Альтернативные модели стратегического управления
Альтернативные модели основаны на идее о том, что стратегическое управление компанией строится не только исходя из тщательно проработанных стратегических планов.
Так, Г.Минцберг и Дж.Уотерс в своей статье, получившей широкую известность, указывают на наличие стратегий двух типов.
К первому типу относятся продуманные стратегии (deliberatestrategies) - стратегии, основанные на результатах стратегического анализа и планирования, т.е. являющиеся результатом применения рациональной модели. С учетом этого формируются
предполагаемые стратегии (intendedstrategies), но впоследствии одни из них реализуются на практике, а другие по разным причинам так и остаются нереализованными.
Ко второму типу относятся неотложные стратегии (emergentstrategies) - незапланированные стратегии, возникающие в результате реагирования на происходящие изменения и непредвиденные обстоятельства. Часто такие стратегии проистекают не из директив высшего руководства, а из моделей поведения, сложившихся на нижестоящих уровнях управления, в тех или иных элементах организационной структуры компании.
В итоге реализованные стратегии (realisedstrategies), т.е. стратегии, которые реально претворяются в жизнь, складываются под влиянием продуманных и неотложных стратегий (рис. 1). При этом реализованная стратегия практически никогда не бывает полностью продуманной или полностью неотложной. Каждая реализованная стратегия содержит «продуманный» и «неотложный» элементы, соотношение которых определяется как внешними обстоятельствами, так и внутренними факторами, включая структуру компании и корпоративную культуру.
Рисунок 1. Продуманные и неотложные стратегии
Следует также отметить, что далеко не всегда стратегии приобретают характер формальных документов, что позволяет говорить о явных и неявных стратегиях. Явные стратегии (explicitstrategies) - это стратегии, надлежащим образом оформленные и задокументированные. Они становятся доступными определенному кругу менеджеров еще на стадии их оценки и согласования, а после утверждения приобретают статус «руководства к действию». В то же время есть и неявные стратегии (implicitstrategies): они существуют в сознании руководителей, известны ограниченному кругу лиц и не описываются в формальных документах.
Анализ возможных сочетаний продуманных и неотложных стратегий, а также их выражения в явной или неявной форме, позволил Г. Минцбергу выделить восемь стилей стратегического менеджмента:
− запланированные стратегии (plannedstrategies) - система стратегий строится сверху вниз, стратегии тщательно документируются, отражаются в соответствующих планах и контролируются;
− предпринимательские стратегии (entrepreneurialstrategies) - стратегии, отражающие видение лидера компании (например, владельца бизнеса), но не всегда выраженные в явном виде;
− идеологические стратегии (ideologicalstrategies) - отражают коллективное видение членов организации и основаны на общих ценностях, разделяемых ими;
− зонтичные стратегии (umbrellastrategies) - глобальные цели четко определены и задокументированы, но способы их достижения не спланированы и основаны на оперативном реагировании на возникающие ситуации;
− процессные стратегии (processstrategies) - процессы деятельности компании формализованы, однако глобальные цели не являются четко определенными;
− изолированные стратегии (disconnectedstrategies) - подразделения имеют ясные цели, деятельность сотрудников сконцентрирована на решении четко поставленных задач, однако стратегия компании в целом носит «неотложный» характер;
− согласованные стратегии (consensusstrategies) - стратегии, основанные на моделях деятельности компании, которые одобрены и приняты всеми группами сотрудников;
− навязанные стратегии (imposedstrategies) - стратегии, определяющиеся внешними обстоятельствами.
В качестве подходов к стратегическому управлению, которые в той или иной степени могут считаться альтернативными по отношению к рациональной модели, рассмотрим модели ограниченной рациональности, инкрементализма и стратегического оппортунизма.
Подход, названный ограниченной рациональностью (boundedrationality), можно применять в случаях, когда полноценное использование рациональной модели оказывается невозможным из-за нехватки времени, недостаточности исходной информации или отсутствия возможности эффективной обработки и анализа этой информации (методов, моделей, компетенций персонала). В этом случае для определения стратегии рассматриваются не все возможные альтернативы, а только некоторая (как правило, относительно небольшая) их часть. При этом менеджеры не стремятся построить оптимальную стратегию (т.е. принять наилучшее из возможных решений), а стараются найти некоторый приемлемый вариант - не обязательно оптимальный, но в то же время устраивающий всех стейкхолдеров.