Способы повышения международной мобильности аспирантов и докторантов

1. Комплекс мер, связанных с созданием условий для расширения мобильности:

· подготовка администраторов университетов и преподавателей для роли организаторов процесса мобильности, организация обменов между ними в рамках европейских программ для установления более тесного взаимодействия;

· развитие многоязычности, включая изучение соответствующих иностранных языков еще до периода мобильности; лучшей практики в части языковой подготовки, долговременную переподготовку преподавателей иностранного языка; выработку общих индикаторов для оценки языковой подготовки студентов и преподавателей; радикальное улучшение языковой подготовки аспирантов и докторантов в целом;

· облегчение доступности к информации о мобильности, включая создание специальных сайтов об основных европейских ресурсах и программах мобильности, введение в образовательных заведениях специальных форумов (chat-rоoms) для организаторов мобильности, аспирантов и докторантов, преподавателей и т.д., для обсуждения и обмена информацией. Создание базы данных по всем двусторонним и многосторонним формам программ международной мобильности в Создание сопоставимой статистики по мобильности.

2. Группа мер, направленных на создание схемы устойчивого финансирования международной мобильности аспирантов и докторантов:

· координация и большее разнообразие системы различных финансовых источников (Европейского сообщества, правительств, местных властей, государственного и частного сектора),

· нахождение новых источников и форм финансирования (займы с льготными условиями, социальные фонды и т.п.).

3. Группа мер, призванных обеспечить рост мобильности и ее совершенствование:

· расширение числа участников мобильности и ее форм, в частности, открытие летних университетов для аспирантов и докторантов и академического состава, распространение программ обучения по Интернету, поддержка партнерств между университетами по поводу обеспечения мобильности;

· улучшение и унификация условий приема для всех групп участников мобильности, включая обеспечение соответствующей информацией в режиме "оn-line";

· согласование и упрощение академического календаря мобильности на основе точной и полной информации о деятельности каждого университета и посильной синхронизации университетского расписания;

· обеспечение необходимого соответствующего статуса для людей, вовлеченных в мобильность, включая такие меры, как официальное подтверждение соответствующими структурами тезиса, что международная мобильность представляет собой необходимый компонент в подготовке аспирантов и докторантов, а также в профессиональной деятельности и переподготовке научно-педагогического состава университета.

4. Пакет мер, направленных на усиление мотиваций и результатов, получаемых участниками.

· признание результатов обучения в зарубежном вузе в дипломе своего университета;

· создание системы взаимного признания, эквивалентности дипломов и обучения в целом.

5. Пакет мер по созданию современной законодательной базы сферы международного сотрудничества в образовании. Помимо прочего, необходимо хотя бы в общей форме, но обязательно на федеральном уровне, отразить следующие явления, которые в реальности уже присутствуют, но не имеют возможности полного развития в виду неразработанности соответствующей законодательной базы:

· разработка реализации межгосударственных программ и проектов в области образования и научной деятельности в системе образования (и, в частности, определение юридического статуса совместных международных образовательных программ, в том числе программ двойных и совместных дипломов);

· участие в формировании системы подготовки и переподготовки кадров в области управления международным сотрудничеством в сфере образования;

· определение порядка установления эквивалентности документов не только о соответствующем образовании, но и об ученых степенях и ученых званиях, полученных в иностранных государствах, и выдачи свидетельств об эквивалентности указанных документов.

Для устранения пробелов в законодательстве необходимо на уровне федерального закона предусмотреть следующие функции вузов:

Перейти на страницу: 1 2 3