Способы повышения международной мобильности аспирантов и докторантов

· участие в международных программах и проектах развития и совершенствования образования и управления образованием;

· участие в программах академической мобильности студентов и аспирантов, двустороннего и многостороннего обмена докторантами, педагогическими и научными работниками;

· создание с участием иностранных партнеров различных структурных подразделений (научно-методические центры, лаборатории, технические парки и другие подобные структурные подразделения).

Если программы включают не только двойные дипломы, но и, двойные ученые степени, то нужны соответствующие законодательные мероприятия. Например, крайне полезной была бы даже такая мера, как включение в диссертационные советы иностранных профессоров из ведущих европейских научных школ. Еще важнее были бы такие меры как:

· совместная разработка программ обучения аспирантов (докторов);

· взаимная мобильность аспирантов по отдельным разделам обучающей программы;

· взаимная мобильность профессуры (научных руководителей), обеспечивающих обучающие программы;

· совпадение периодов экзаменов и промежуточных отчетов по исследовательским работам;

· взаимное представление научных изданий для публикаций статей аспирантов (докторантов);

· разработка процедур присуждения двойных дипломов.

Таким образом, для повышения международной мобильности аспирантов и докторантов необходимо реализовать огромный комплекс мероприятий. Важнейшими механизмами реализации комплекса мероприятия по повышению международной мобильности являются: экономические, финансовые и законодательные механизма. А так же связь планирования, реализации, мониторинга, уточнения и корректировки целевых показателей мероприятий и ресурсов для их реализации, формирование и использование современной системы экспертизы на всех стадиях реализации.

Заключение

Ознакомившись в процессе написания работы "Механизмы и программы повышения международной мобильности молодых исследователей, обучающихся в аспирантуре и докторантуре", с результатами опросов, статистическими данными, печатными и Интернет изданиями, изучив практический опыт, можно сделать следующие выводы:

Международная академическая и научная мобильность студентов, аспирантов, докторантов и преподавателей, неразрывно связанная с учебной и научной сторонами деятельности университета, в то же время является достаточно обособленной и специфичной областью его активности как субъекта всего мирового образовательного сообщества.

В настоящее время в России отсутствует достоверная статистическая информация о выезжающих за границу для стажировок, учебы, научно-исследовательской и другой работы (студентов, аспирантов, докторантов, преподавателей, научных сотрудников) и их дальнейшей судьбе. Так же не анализируются результаты зарубежных стажировок с точки зрения интересов российской системы образования, науки и экономики.

Процесс решения проблем внутренней и международной академической мобильности студентов, аспирантов, докторантов начат. Причем он осуществляется как "сверху" - путем нормативно-правовой деятельности органов государственной власти и управления, так и "снизу" - путем изменения нормативных документов, попадающих под юрисдикцию вуза (уставов университетов и т.д.) и путем аналитической работы, итогом которой и являются предложения вузов по изменение нормативно-правовой базы их деятельности.

Таким образом, специфика и проблемы международной академической мобильности студентов, аспирантов, докторантов и преподавателей в России заключаются в неплановом характере этой деятельности, отсутствии материально-финансового обеспечения, нехватке специалистов в этой области, в неразработанности специальных методов и механизмов академического обмена, отсутствии инфраструктуры, обеспечивающей эффективное двустороннее академическое движение. В свете строительства общеевропейской системы высшего образования дальнейшее развитие академической мобильности, по мнению многих экспертов, невозможно без решения на международном уровне таких проблем, как синхронизация программ обучения по курсам и специальностям, а также признание российских документов об образовании и степеней за рубежом.

Перейти на страницу: 1 2 3