Анализ системы барьеров выхода на внешний рынок

В настоящее время значение тарифов уменьшилось, поскольку правительства предпочитают регулировать международную торговлю посредством нетарифных барьеров. Тем не менее, необходимо понимать эффекты от введения таможенных пошлин, чтобы уяснить сущность других видов торговой политики.

К нетарифным ограничениям относятся:

. Квоты;

. Добровольные ограничения экспорта;

. Ограничение выпуска лицензий;

. Стандарты качества;

5. Санитарные ограничения;

6. Требования к экологическим характеристикам оборудования.

. административные запреты на продажи отдельных видов продукции в определенных странах

Из всех видов нетарифных ограничений наибольшее распространение получили квоты на импорт и экспорт.

Барьеры входа могут носить структурный характер, обусловленный особенностями данной отрасли промышленности и рынка (технология производства, стартовые и текущие затраты, зрелость и развитость рынка, тип конкуренции), либо определяться поведением хозяйствующих субъектов (включая антиконкурентные действия и соглашения).

Для многих развивающихся стран характерны также барьеры, связанные с сужением географических границ рынка вследствие роста транспортных издержек, возрастания конкуренции с импортными товарами в условиях ограниченного спроса на внутреннем рынке.

Однако главным критерием наличия барьеров входа на рынок является уровень конкуренции на нем. Эффективное конкурентное поведение участников рынка может быть обеспечено лишь при условии свободы входа на рынок.

Принято выделять пять общепризнанных структурных барьеров входа:

1) абсолютное преимущество в издержках;

2) эффект масштаба производства;

3) уровень капитальных затрат, или объемы первоначальных инвестиций, необходимых для входа на рынок;

4) дифференциация товара - значительные расходы на рекламу и упаковку;

5) стратегическое поведение фирм, действующих на рынке, с целью предотвращения входа потенциальных конкурентов.

Первые четыре структурных барьера характеризуются как побочный эффект стремления фирм к максимуму прибыли, т.е. как

нестратегические барьеры. Они представляют собой факторы объективного характера, действующие в отрасли независимо от функционирующих предприятий1.

Стратегические барьеры

определяются как намеренно созданные для сокращения вероятного входа. Стратегические барьеры создаются сознательной деятельностью самих фирм, стратегическим поведением, препятствующим проникновению новых производителей на рынок. К ним следует отнести:

сберегающие инновации;

долгосрочные контракты с поставщиками ресурсов;

получение лицензий и патентов на данный вид деятельности;

обладание товарным знаком;

сохранение незагруженных мощностей.

Стратегические барьеры могут также проявляться в ценовой и сбытовой политике, особенностях рыночного поведения фирмы, связанных с быстрой экспансией в незанятые сегменты рынка, а также попытками использовать различные антиконкурентные соглашения и согласованные действия для создания льготных режимов расчета с поставщиками и потребителями, направленных на вытеснение конкурентов.

Наряду с особыми барьерами входа, обусловленными стратегическим поведением фирм, в целом ряде стран появились входные барьеры, не всегда четко оформленные, но тем не менее оказывающие существенное влияние на развитие рынка:

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5