Механизм учета рискового фактора при работе на рынке сотовой связи

Прогнозирование, базируется на методике элементарной маркетинговой разведки и сводится либо к опережению, либо к учету рисковых факторов и доступно большинству контрагентов международных сделок. А лоббирование есть прерогатива все же мультинациональных компаний, стремящихся в последнее время занять значительные позиции на мировом рынке товаров (работ, услуг).

Общие правила поведения международной компании для минимизации рисков:

) создание хорошей репутации и лояльности к правительству - в отечестве;

) тщательный выбор наименее рисковой отрасли - в принимающей стране;

) правильное размещение и определение размеров бизнеса;

) начальные ограничения для обеспечения «скромности» ведения бизнеса;

) участие в развитии социально-экономической инфраструктуры и наработка гудвила;

) установление конструктивной связи с государственной бюрократией - в отечестве и в принимающей стране.

Политические риски обусловлены изменением политической обстановки, влияющей на предпринимательскую деятельность, включающим в себя от элементарных запретов на ввоз и вывоз товаров до военных действий.

Политические риски неоднородны и могут классифицироваться различным образом. Первое различие обычно делается между глобальным политическим риском, который относится к компании, имеющей несколько зарубежных филиалов, и специальным политическим риском, связанным с конкретными инвестициями в конкретной стране. Второе различие касается макрориска и микрориска в зависимости от уровня экономических субъектов, на который они распространяются. В общем случае политические риски могут проявляться в виде таких событий, как: изменения в валютном регулировании и контроле (препятствующие возврату валютной выручки, а также исполнению международных контрактных обязательств); изменения правовой базы (затрудняющие осуществление предпринимательской деятельности); национализация собственности иностранных инвесторов; изменения в арбитражном законодательстве и др.

Политические риски воздействуют на все виды предпринимательской деятельности, осуществляемой за рубежом. Специалисты считают, что наиболее угрожающим для иностранного инвестора является риск национализации. Этот риск довольно сложно оценивается, т.к. власти принимающей стороны, как правило, явно не закрепляют возможность введения таких мер. В качестве примера можно отметить, что законодательство Российской Федерации об иностранных инвестициях (Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09 июля 1999 года №160-ФЗ) рассматривает национализацию лишь как исключительную меру и оговаривает, что при национализации иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями возмещаются стоимость национализируемого имущества и другие убытки. Несмотря на значительное количество гарантий для иностранных инвесторов, критерий адекватности компенсационных выплат в законе четко не определен.

Политический риск по-разному отражается на различных формах международного бизнеса. Серьезное воздействие политический риск оказывает на прямые инвестиции, проявляясь в мерах, ухудшающих инвестиционные операции. Однако в отдельных случаях политический риск может иметь и положительное значение в случаях стимулирования инвестиций (в т.ч. в виде прямых правительственных субсидий). Определенное влияние оказывает политический риск на зарубежные займы и портфельные инвестиции, при этом власти имеют решающее слово в таких вопросах, как виды и категории участников рынка, процедура системы расчетов и поставок, издержки зарубежного участника сделки и др. Например, политически мотивированные изменения в налогах или структуре издержек в значительной мере влияют на результат зарубежных портфельных инвестиций.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5