Особенности внутрифирменного планирования на предприятиях торговли

Торговля - важная составляющая экономики любого государства. С незапамятных времен торговые пути соединяли города и страны, сближали культуру, науку и прогрессивные идеи разных народов. И сегодня именно предприятия торговой сферы создают развитую инфраструктуру услуг, вносят весомый вклад в создание благоприятных условий для ее дальнейшего развития. Особенность торговли - завершение процесса производства и реализации, по существу - завершение цикла товарного производства после того, как товар найдет покупателя и состоится сделка купли-продажи [26, с. 57; 28, с. 33].

В последние годы в торговой отрасли производится 20-23% ВВП России. Ежегодные темпы роста розничной торговли в России в 2000-х гг. составляли 8-10% [5, с. 22]. Несмотря на мировой финансовый кризис, и в 2010 г. торговая отрасль продолжала динамично развиваться. Российские потребители не ощутили дефицита товаров в магазинах или резких скачков цен. Оборот розничной торговли в России в 2010 г. составил 16732,3 млрд. руб., 101,3% к 2009 г. [23, с. 2].

Планирование на предприятиях торговли охватывает основные направления коммерческой деятельности - продажи, закупки, управление денежными средствами во взаимодействии между собой (рисунок 1.2, приложение 2). В процессе планирования составляется совокупность планов по направлениям деятельности, которые охватывают важнейшие подразделения торгового предприятия. Планирование является одним из наиболее результативных способов снижения издержек. Кроме того, планирование - это средство координации деятельности подразделений торгового предприятия. В результате удается сократить сроки выполнения заказов, оптимизировать движения материалов и складские остатки, в целом повысить эффективность работы торгового предприятия.

Содержание рыночного планирования на предприятиях торговли определяется такими взаимосвязанными внешними и внутренними факторами, как покупатели и поставщики, объект и система показателей, методы и технология составления планов и т.п., которые необходимо достичь в пределах планируемого периода.

Эффективность управления предприятием торговли во многом зависит от умения правильно распорядиться ограниченными оборотными средствами. Это особенно актуально в современных условиях. Важным в управлении является возможность принимать своевременные и оптимальные решения по планированию закупочной деятельности, с учетом прогнозируемого уровня продаж, текущего состояния складов и уже сформированных заказов на поставку товаров [14, с. 138].

В современной ситуации для большинства торговых организаций существует множество проблем. Одной из основных и важных проблем является планирование продаж и закупок. С ней сталкивались все компании. Каждый день им приходится решать вопросы, связанные с планированием: как уменьшить количество стоков по окончанию сезона; как оптимизировать заказы поставщикам, чтобы товар не простаивал на складе; как уменьшить количество привлекаемых кредитных ресурсов для закупки товара; как составить планы расхода денежных средств [10, с. 68].

Как правило, принципы планирования, применяемые торговыми организациями, достаточно просты. В современной экономической ситуации и конкуренции на рынке наиболее приемлемо планировать свою деятельность от продаж, т.е. составлять планы продаж.

Многие торговые фирмы для планирования берут продажи за прошлый период и корректируют их на экспертный коэффициент в большую сторону (развитие компании). Но на практике данный метод планирования имеет изъяны, т.к. спрос покупателей предугадать точно нельзя. Вследствие чего, на складе, например, появляются залежавшиеся товары или наоборот нехватка. На взгляд автора настоящей работы, в торговых компаниях, которые занимаются оптом, для планирования продаж наиболее эффективным и целесообразным спросить у покупателя, что же собственно ему понадобиться в следующем сезоне. Если выразится деловым языком - получить от клиента предварительный заказ. При этом следует спрашивать клиента так, чтобы ему было выгодно, удобно и просто ответить на вопрос. Для этого нужно дать клиенту статистику за аналогичный период и предоставить ему возможность самостоятельно скорректировать её [17, с. 276].

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5