Приближение национальных стандартов корпоративного управления к общемировым тенденциям
Отношения с клиентами. Важнейшей составляющей успеха любой компании является наличие стабильных клиентов - кредиторов и инвесторов, доверие которых базируется на соблюдении определенных правил:
- неизменно высокое качество товаров и услуг и по конкурентоспособным ценам;
- гласность во взаимоотношениях с клиентами и предоставления им достоверной информации о товарах и услугах;
учета всех аспектов обслуживания клиентов, включая надежность услуг, соблюдение сроков, оперативное рассмотрение жалоб и активный сбор отзывов клиентов и реагирования на них;
долгосрочные взаимоотношения с клиентами и недопущения спекуляций рыночной конъюнктурой.
Взаимоотношения с акционерами. Акционеры являются собственниками компаний, поэтому они должны иметь возможность контролировать деятельность руководства корпорации и участвовать в принятии основных решений. К рациональных принципов корпоративного управления относятся следующие:
юридическое закрепление в уставе компании функций руководящих органов и акционеров;
- гласность правил голосования, состава акционеров, особенно реальных владельцев крупных пакетов акций, для недопущения потери контроля над ситуациями, когда определены могут преследовать конкретные цели, идущие вразрез с целями других акционеров;
защита прав мелких акционеров относительно потери стоимости их акций;
порядок обеспечения достоверности списка акционеров;
систематический и открытый связь с акционерами путем предоставления им должным образом проверенной аудиторами отчетности, сведений о деятельности компании и разъяснений основных решений, принятых руководителем, в составе годового отчета;
соблюдение правил проведения собрания акционеров и предоставление достаточной информации для принятия решений;
четкое распределение полномочий между руководящими органами корпорации;
обнародования личных финансовых интересов членов руководящих органов корпорации в сделках, связанных с деятельностью компании и в других ситуациях конфликта интересов.
Взаимоотношения с работниками. Несмотря на глубокие культурные и социальные различия между разными странами в этом вопросе есть ряд основных принципов, которых придерживаются успешно действующие компании во взаимоотношениях со своими работниками:
- обязательное соблюдение трудового законодательства;
- обеспечения необходимых норм охраны труда;
принцип найма, оплаты труда и продвижения по службе сотрудников без любой дискриминации;
соблюдения права работников на участие в профсоюзной деятельности;
эффективные системы консультаций с работниками относительно условий труда и других вопросов, непосредственно связанные с рабочим местом;
четко сформулированы принципы оплаты труда, льгот, продвижения по службе;
забота о благосостоянии работников в целом, своевременное перечисление компанией обязательных или добровольных взносов в пенсионные фонды для работников, обеспечение надежности пенсионных фондов.
Взаимоотношения с поставщиками. Справедливость и гласность во взаимоотношениях с поставщиками - существенно важные элементы эффективной корпоративной практики, поскольку они создают условия для обеспечения надежности отношений с поставщиком. Поэтому компании должны:
- придерживаться четких и гласных принципов закупок;
- строго наказывать работников, что берут взятки;
избегать дел с поставщиками, которые пытаются направить процесс закупок в русло собственных интересов;
поддерживать строго коммерческие отношения с поставщиками. В частности с теми, которые связаны с компанией общей собственностью. Следует воздерживаться от сделок с использованием трансфертных цен, когда цены не отражают реальную стоимость товаров и услуг;
стремиться оперативно оплачивать счета поставщиков;
воздерживаться от закупок материалов, торговля которыми запрещена международными экологическими и другими конвенциями.
Взаимоотношения с общественностью. Поскольку любая компания является неотъемлемой частью местности, где она расположена, правильно построенные отношения с общественностью имеют важное значение. Компании должны учитывать проблемы, вызывающие обеспокоенность у местного населения, консультироваться в случае необходимости с местным населением и с соответствующими группами, которые выражают интересы общественности, а также учитывать влияние своей деятельности на окружающую среду и придерживаться всех действующих природоохранных законов и норм.
Взаимоотношения с государственными органами власти. Лучший способ сохранения хороших взаимоотношений с государственными органами для корпораций - соблюдение законов стран, где они работают и платят налоги. Поэтому к основным принципам в данной сфере будут принадлежать: