Национальное, этническое и религиозное в корпоративной культуре

Культура, как организационная, так и национальная, - это продукт ценностей и норм, которые люди используют для направления своего поведения и контроля за ним. Именно ценности определяют, что люди считают хорошим, правильным или соответствующим тем целям, которые они должны достичь. Ценности также задают и нормы, предписывающие подходящие типы поведения для достижения этих желательных целей. На национальном уровне ценности и нормы страны определяют, какие типы отношений и поведений приемлемы, а какие - нет. Люди начинают впитывать национальную культуру, социализироваться в рамках этих ценностей еще детьми, когда постепенно усваивают нормы и социальные рекомендации, задающие способы поведения людей внутри данной культуры по отношению друг к другу, а часто и к людям с другой культурой.

Вернемся на секундочку к определению понятия «организационная культура». Это понятие относится к классу тех, которые не имеют одного единственно верного толкования. Практически каждый исследователь в этой области предлагает собственное оригинальное определение культуры организации. Однако, все определения можно разбить на 2 основные группы: к первой относятся определения, в которых указывается на элементы корпоративной культуры. Например, организационная культура - это признанные ценности, убеждения, нормы и формы поведения в организации. Вторая группа объединяет определения, в которых культура организации рассматривается как способ существования, адаптации к внешней среде. Возьмем первую группу определений и рассмотрим, каким образом зависит сущность организационной культуры от ее составляющих.

Так, например, Эдгар Шейн рассматривает организационную культуру как систему ценностей. Он создал модель корпоративной культуры, которая состоит из трех уровней:

базовые представления о людях и мире( мировоззрение)

принятые ценности и нормы( официальные и неофициальные)

культурные индикаторы ( язык, одежда, ритуалы, история).

Первый уровень формирует базовые представления о людях и мире( об окружающей среде организации, об истине внутри организации, о природе людей, о природе человеческих поступков, о природе межличностных отношений). Эти в своем большинстве неосознаваемые и непланируемые базовые предпосылки не являются изолированными друг от друга, а составляют вместе образ. Базовые представления - это основа культуры организации, которую ее члены могут не осознавать и считать непреложной. Именно эта основа определяет поведение людей в организации, принятие тех или иных решений .

Базовые представления, или предположения, - «глубинный» уровень культуры организации. Они открыто не выражаются в артефактах и, что еще более важно, не могут быть описаны даже участниками организации. Эти представления находятся на подсознательном уровне сотрудников, являются для них само собой разумеющимися. Вероятнее всего, эти представления обладают такой силой, поскольку привели компанию к успеху. Если найденное решение проблемы оправдывает себя раз за разом, оно начинает восприниматься как нечто должное. То, что было некогда гипотезой , принимаемой только интуитивно или условно, постепенно превращается в реальность. Базовые представления кажутся членам группы настолько очевидными, что варьирование поведения в рамках данной культурной единицы сводится к минимуму. На деле, если группа придерживается какого-то базового представления, то поведение, которое зиждется на любых иных представлениях, будет казаться участникам группы непонятным.

Базовые представления имеют отношение к фундаментальным аспектам существования, которыми могут быть: природа времени и пространства; природа человека и человеческой активности; природа истины и способы ее обретения; правильные взаимоотношения индивида и группы; относительная важность работы, семьи и саморазвития; обретение мужчинами и женщинами своей истинной роли и природа семьи. Мы не заручаемся новыми представлениями в каждой из этих областей, попадая в новую группу или организацию. Каждый член новой группы привносит свой культурный «багаж», приобретенный им в предыдущих группах; когда же у новой группы возникает собственная история, она может изменить частично либо целиком эти представления, связанные с важнейшими областями ее опыта. Из этих-то новых представлений и складывается культура данной конкретной группы.

Перейти на страницу: 1 2 3 4