Национальное, этническое и религиозное в корпоративной культуре

Определенное религиозное влияние испытывают азиатские (немусульманские) культуры. В деловой культуре Индии, Китая, Японии ощущается влияние индуизма, буддизма и синтоизма, в оргкультуре некоторых европейских (Польша, Испания) и латиноамериканских стран чувствуется влияние католицизма.

Большая часть организационных культур практически не испытывает религиозного влияния. К таким культурам можно отнести американскую, британскую, германскую и даже российскую. Хотя российская деловая культура сейчас представляет собой странную и причудливую смесь весьма разнообразных культур с сильным привкусом советского: достаточно привести примеры привлечения православных священников к освящению нового офиса, выставочной экспозиции и т.д., посещения церковных служб по праздникам, при этом никаких сущностных признаков воцерковленности и религиозности у нашей бизнес-элиты не отмечается.

Что касается религиозного,то в этой области компании должны проявлять осторожность и не использовать символов, которые важны для некоторых этнических групп. Например, McDonald`s столкнулись с подобными проблемами в Великобритании. Будучи одним из спонсоров чемпионата мира по футболу, компания отпечатала флажки стран-участниц финального розыгрыша, в том числе Саудовской Аравии, на пакетах под гамбургеры, которые раздаются посетителям. Поскольку McDonald`s не разобралась, что на флаге Саудовской Аравии содержится строка из Корана: «Нет бога кроме Аллаха, а Магомет пророк его», организация непреднамеренно обидела тысячи мусульман, которые посчитали кощунством выбрасывать пакет с такой надписью. Из-за этой ошибки McDonald`s пришлось уничтожить два миллиона пакетов.

Речь идет о различиях в трактовке и понимании каких-то слов, жестов, символов. Имеются в виду особенности обращений (по именам, именам-отчествам, фамилиям и т.д.), вербальные формулы приветствий, титулование и т.д.

Яркий пример - свастика (для индийцев она означает одно, для европейцев - совсем другое). Известны также примеры, когда попытка одной американской фирмы оформления товара с использованием традиционных арабских орнаментов (несущих в себе глубинный смысл, связанный с Кораном), вызвала протесты исламских государств.

Не существует в мире абсолютно одинаковых людей, так и корпоративные культуры разных стран и религий не похожи друг на друга, каждая имеет свои особенности, положительные и отрицательные стороны. К сожалению, в России корпоративная культура имеет ещё очень неоднозначную форму и содержание, она пока находится в стадии формирования.

Таким образом, все действия, которые совершаются людьми в трудовом коллективе, предопределены их воспитанием и мировоззрением, что, в свою очередь, формируется национальными, этническими и религиозными воззрениями семьи, в которой воспитывается человек и страны, в которой он живет.

Перейти на страницу: 1 2 3 4